Фрагмент из книги Томаса Виттманна
"НЕМЕЦКОЕ ПАРАДНОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ. ТОМ 1. АРМИЯ."
Производством и распространением холодного оружия занимались как крупные компании, так и множество небольших кустарных производителей. Кто-то делал это самостоятельно, а кто-то с помощью фирм-дистрибьютеров и через десятки маленьких розничных магазинов. На больших фабриках в Золингене, имевших полный цикл производства от разработки до продажи, работали по нескольку сотен человек. Маленькие фирмы могли заниматься, например, только сборкой из деталей или доведением до конечного желаемого результата холодного оружия, закупленного по частям у других производителей. Поначалу коллекционеры оружия просто стремились найти и приобрести кортик в хорошем состоянии. Купив армейский кортик, они переходили к поиску кортика Военно-морского флота, Люфтваффе, Имперского союза противовоздушной обороны и т. д., при этом не обращали внимания на методы гравировки на навершии, тип шагрени на ножнах, узоры в виде дубовых листьев на обоймицах, и даже имя производителя из Золингена, обозначенное в верхней части клинка, не имело большого значения. Удивительно, но, несмотря на большое разнообразие армейских кортиков от множества производителей, никто не вглядывался в мельчайшие различия на крестовинах, навершиях и т. д. Но затем всё изменилось. Человек, который потратил свои с трудом заработанные деньги на армейский кортик, хотел быть уверен, что его экземпляр полностью подлинный и не несёт в себе никаких ненужных изменений.
После неприятного происшествия в 1985 году я начал создавать каталоги для почтовых продаж. До этого в течение пяти лет я вместе со своей женой Мэри путешествовал по стране, зарабатывая на жизнь участием в выставках по выходным. Мы занимали несколько торговых столов, битком набивая их кинжалами, кортиками, мечами и другими предметами коллекционирования. Все наши деньги были вложены в дело. В рекламных целях мы возили с собой предметы высочайшего качества из личной коллекции, но большая часть артефактов была предназначена на продажу. И вот в 1985 году мы стали жертвой разбойного нападения. Прекрасным сентябрьский утром мы с Мэри прибыли на выставку в Цинциннати, предвкушая ещё один успешный уик-энд. Припарковавшись возле выставочного зала, мы закрыли машину и вошли внутрь, чтобы зарегистрироваться, занять столы и определиться с жильём. Через пять минут мы вернулись, но наша машина, забитая инвентарём и большей частью моей личной коллекции, исчезла! Позже пустую машину нашли всего в пяти милях на стоянке мотеля.
Это происшествие, помимо значительных материальных потерь, повлияло и на моё здоровье. Психологический шок от ограбления привёл к нескольким неделям постельного режима и позволил заняться серьёзным самоанализом. Я решил, что не могу отказаться от любимого занятия. В конце концов, в случившейся катастрофе виноват был я сам. Я любил своё дело, любил холодное оружие и не представлял жизни без коллекционирования. Однако, чтобы оставаться в бизнесе, надо было принять во внимание перемены в стране. Нельзя было продолжать свободно путешествовать на машине с большим количеством коллекционных предметов. В следующий раз могло быть хуже.
Тогда я решил, что заказы по каталогу с последующей почтовой доставкой значительно снизят мои риски. Я знал, что заработал хорошую репутацию за годы поездок по выставочным площадкам и искренне полагал, что коллекционеры будут покупать вещи из каталога, составленного Томасом Виттманном. Я также знал, что эта бизнес-модель требует много времени, т. к. нужно не только найти и предусмотрительно купить товары, что было самым простым, но и создать сам каталог: составить описания предметов, аккуратно набрать тексты и всё распечатать. После этого отправить готовый каталог потенциальному клиенту по почте. Тогда, если мне повезёт, покупатели позвонят мне по телефону, чтобы обсудить детали продажи. Затем должны были прийти чеки. Дальше следовало письменно подтвердить клиенту получение денег, провести маркировку товара, упаковать его надлежащим образом и, наконец, кто-то должен был доставить все посылки на почту.
Создав пару каталогов и поработав по ним, я, к своему удивлению, обнаружил, что почтовых клиентов было гораздо труднее удовлетворить, чем тех, кто делал покупки на выставках. Поскольку они не могли физически увидеть товар перед покупкой, они, как правило, возвращали его в большом количестве, говоря, что это не то, что они думали. Чтобы предотвратить эти «массовые возвраты» и вытекающие из них неприятные ощущения, я понял, что спасти ситуацию могут только очень подробные описания предметов.
Хорошее описание предметов оказалось ключом к успеху и в других областях. От коллекционеров стали приходить письма со словами благодарности за подробное описания оружия, которые читаются на одном дыхании. Некоторые говорили, что купили подписку, т. к. «каталоги от Виттманна» являются отличным дополнением к справочной литературе.
По мере составления всё более и более детальных описаний предметов, я стал осознавать, что получаю ещё одно очень важное преимущество — я начал видеть в холодном оружии то, чего раньше никогда не замечал. Я начал находить тонкие различия в составе использованных металлов, методах покрытия, зернистости кожи, целлулоиде рукоятей и даже дизайне крестовин у конкурирующих производителей одного и того же типа холодного оружия. Через некоторое время я начал мысленно классифицировать модели, которые, казалось, соответствовали определённому производителю. Я постоянно проверял свои растущие знания на выставках, пытаясь заранее угадать производителя холодного оружия, прежде чем вытащить клинок из ножен. К моему удивлению, я обычно оказывался прав! Однако, когда я ошибался, я искал причину. Иногда это была просто неверная догадка. В других случаях при тщательном осмотре обнаруживались явные признаки того, что клинки, крестовины, рукояти или ножны могли быть не подлинными или заменёнными на более-менее подходящие. В первые годы коллекционирования не было грехом «модернизировать» клинки или ножны армейских кортиков, кортиков SА или Люфтваффе, если они подходили по размеру. Например, денацифицированные крестовины часто заменялись на крестовины от «мусорных» кортиков, в которых были хорошие детали.
По мере того, как я обретал уверенность в своих знаниях, благодаря наблюдениям и опыту, я всё более убеждался, что крупные золингенские производители создавали классические модели холодного оружия. Другие фирмы использовали шаблонные детали для своих производств, т. к. идентичные фитинги использовались сразу несколькими более мелкими изготовителями холодного оружия. Например, кортики производства фирм Роберт Клаас (Robert Klaas) и П. Д. Люнешлосс (P. D. Lüneschloss) часто можно найти с фурнитурой компании Э. Пак (E. Pack).
Даже армейские кортики фирмы Carl Eickhorn иногда встречаются с крестовиной от WKC. Другим примером комбинирования деталей может служить то, что почтенный изготовитель армейских кортиков и кортиков Люфтваффе второй модели с двойной гравировкой и с рукоятями из слоновой кости Emil Voos часто использовал «универсальную» фурнитуру, закупленную на небольших предприятиях. Причём, важно отметить, что приобретённые «на стороне» детали фурнитуры не повлияли на высочайшее качество холодного оружия. Кортики фирмы Emil Voos пользуются большим спросом на антикварном рынке.
Целью данного справочника не является доказать, что кортики обязаны жёстко соответствовать установленным критериям. Заводские учётные документы показывают, что как крупные, так и мелкие фирмы продавали детали друг другу. Моей задачей является попытаться предоставить как начинающему, так и продвинутому коллекционеру подробный обзор наиболее часто встречающихся комбинаций деталей, производившихся разными фирмами.
В связи с тем, что на рынке уже существовало множество книг, посвящённых маркировке, отделке и другим нюансам ручного огнестрельного оружия, было логично, что должна была появиться и книга о немецком холодном оружии. Это стало естественным ходом развития сферы коллекционирования.
Этот том моей книги посвящён армейскому офицерскому кортику. Следующие тома будут посвящены другим стандартным типам холодного оружия. Я поставил перед собой очень непростую задачу – постараться рассказывать только о подлинном холодном оружии. Заранее готов признать свои ошибки, если другие коллекционеры и исследователи в будущем найдут какие-то несоответствия. Тем, кого не волнуют мелкие детали, эта книга будет неинтересна. Для тех, кто считает, что хорошо разбираются в коллекционировании холодного оружия, эта серия книг, надеюсь, окажется бесценной. Через написание серии справочников я делюсь своими знаниями, приобретёнными на протяжении всей жизни.
Всего десятилетие назад для коллекционера ещё один приобретённый армейский кортик в хорошем состоянии был всего лишь ещё одним армейским кортиком. Никто даже не вглядывался в детали. Однако, всё оказалось намного сложнее и интереснее. Легендарные золингенские производители оружия в период Третьего рейха были очень изобретательны.
Армейские кортики могли иметь клинки с логотипом или с названием одной из почти пятидесяти различных фирм-производителей, а могли быть и без какого-либо фирменного знака. Фурнитура рукоятей делались из множества разных сплавов металлов. Встречаются образцы рукоятей, изготовленных из посеребрённой латуни, стали, алюминия или медно-свинцового сплава. Более поздние образцы часто были никелированными поверх любого из сплавов металлов. В последние годы войны фурнитура рукоятей могла быть сделана из медно-свинцового или алюминиевого сплава без какого-либо покрытия. Сама рукоять могла быть сделана из стекловидного янтаря, целлулоида поверх дерева, целлулоида с гипсовым наполнителем внутри, из кости, имитации слоновой кости или самой настоящей слоновой кости. Стальной клинок мог быть отполирован, покрыт гальваническим покрытием, нести на себе травление. Встречаются клинки из подлинной дамасской стали. Также армейские кортики, произведённые в разные периоды, которые определяются специалистами как ранний, средний или поздний, выглядели по-разному.
На все эти тонкости раньше никто не обращал внимания и в литературе они не описывались. На мой взгляд, на тот момент книги с одной-двумя фотографиями типичного примера фурнитуры того или иного типа кортика уже устарели и требовался современный справочник, который мог предоставить людям, увлекающимся коллекционированием холодного оружия, которое становилось всё дороже и дороже, подробное описание всех деталей и вариантов.
На момент написания книги мне известно лишь о самом номинальном внимании музеев к кортикам, произведённым в нацистский период, но я уверен, что в наступающем столетии артефакты Третьего рейха будут вызывать всё больший интерес, и это приведёт к росту цен. Сейчас известно только об экспозиции личного оружия Геринга в Вест-Пойнте и нескольких парадных кортиков в плохом состоянии в Имперском военном музее в Лондоне. Сомнительно, что холодное оружие Третьего рейха когда-либо будет рассматриваться как отдельная область искусства. Есть надежда, что естественный ход времени оставит в наследство уважительное отношение к военным артефактам, а нынешние коллекционеры исполнят роль «опекунов» этих предметов и сохранят их для будущих поколений. Надо отметить, что отрицательное отношение к действиям НСДАП и к Третьему рейху в целом у людей, не имеющих отношения к коллекционированию, могут ошибочно опосредованно коснуться и самих коллекционеров.
В конце концов, сама история продиктует включение артефактов Третьего рейха в коллекции военно-исторических музеев и выставок, которые выставляют для публики холодное оружие, использовавшееся в прошедших войнах. Будет трудно представить экспозиции Смитсоновского института или музея Метрополитен без этих артефактов. Такие открытые выставки положат конец двусмысленному неодобрительному отношению к коллекционерам оружия этого сложного периода нашей истории.