7 апреля 202109:01

I. О правѣ жительства вообще.

§ 70. Право каждаго русскаго обывателя на повсемѣстное проживаніе въ предѣлахъ Имперіи (по узаконенным, конечно, видам на жительство) и занятіе промыслами считается настолько элементарным, настолько присущим каждой человѣческой личности, настолько подразумѣвающимся само собою, что законодатель не считаете вовсе нужным опредѣлить его. Ограниченіе же этого права можете послѣдовать или по суду за совершенное преступленіе, или же въ административном порядкѣ, для лицъ, признаваемых вредными для государственнаго порядка или общественнаго спокойствія, т. е. по политическим соображеніямъ. Но не такъ относится законъ къ евреямъ.

Подвергая ихъ наравнѣ съ другими русскими подданными дѣйствію только что указанных правил уложенія о наказаніяхъ и устава о предупр. и пресѣч. преступленій, онъ, кромѣ того подчиняет ихъ, въ отношеніи права жительства, особому режиму, въ котором проглядывает опасеніе пустить еврейскую массу во внутреннія губерніи.

Для этой массы элементарное право на повсемѣстное жительство замѣняется дозволеніемъ, разрѣшеніемъ проживать лишь въ опредѣленныхъ (15-ти) губерніяхъ сѣверо, юго-западнаго и южнаго края, именуемых губерніями постоянной еврейской осѣдлости.

Но было бы ошибочно думать, что и въ этих губерніяхъ евреи могутъ проживать повсемѣстно. Напротив, временными правилами о евреяхъ 3 мая 1882 г., внесено въ право жительства столько ограниченій, что въ настоящее время и черта еврейской осѣдлости подраздѣляется на нѣсколько раіоновъ, управляемых различными постановленіями, совершенно стѣсняющими евреевъ въ свободѣ передвиженія и правѣ селиться въ той или другой мѣстности.

§ 71. Исключеніе же изъ правила о дозволеніи евреямъ имѣть осѣдлость въ опредѣленныхъ лишь губерніяхъ допускается нашим законодательством, въ видѣ особаго преимущества, для нѣкоторыхъ категорій евреевъ, во вниманіе къ полученному ими образованію, либо къ торговымъ оборотамъ съ платежом пошлин по 1-й гильдіи, къ прохожденію евреями военной службы на осеованіи прежде дѣйствовавшаго рекрутскаго устава, либо, наконец, къ производимому евреями ремеслу. Такія лица, во время пребыванія своего внѣ черты еврейской осѣдлости, могутъ имѣть при себѣ, какъ увидим ниже, и членов своихъ семействъ. Исключеніе допущено также для евреек, вышедших замуж за христіанъ. Именно, въ законѣ постановлено: какъ жены, по общему закону, слѣдуютъ состоянію своихъ мужей, то еврейскія жены, состоящія въ замужествѣ за христіанами, имѣютъ жительство съ ихъ мужьями. Но въ тѣхъ случаях, когда еврей примет христіанскую вѣру, а жена его остается въ прежнем своемъ законѣ, и бракъ ихъ по законамъ гражданском не будет расторгнуть, то ни тому, ни другому не дозволяется жительство въ губерніяхъ, гдѣ евреямъ осѣдлость воспрещена. Это дѣлается, очевидно, съ тою цѣлью, чтобы побудить и другого супруга къ переходу въ христіанство. Только что указанное ограниченіе имѣетъ, конечно, въ виду лишь таких евреевъ, которые сами по себѣ не имѣютъ права на повсемѣстное жительство, и не можетъ быть распространяемо на лицъ, пользующихся этимъ правом, такъ какъ, съ одной стороны, никто не может быть безъ суда лишенъ принадлежащихъ ему по закону правъ, а съ другой — переход въ христіанство можетъ имѣть послѣдствіемъ увеличеніе правъ, но никак не уменьшеніе ихъ.

Слѣдуетъ, однако же, замѣтить, что само правительство, въ царствованіе императора Александра II, сознавало неудобство существованія особой для евреевъ черты осѣдлости; оно признало, что проживаніе евреевъ по другим мѣстностямъ, гдѣ они не имѣютъ права жить и гдѣ будут составлять значительное меньшинство, совершенно исчезающее въ массѣ коренного населенія, послужить къ скорѣйшему смягченiю ихъ національныхъ особенностей. Но оно приняло во вниманіе, что всякая новая правительственная мѣра, долженствующая повлечь за собою существенное измѣненіе сыздавна установившагося порядка, требует осторожности и постепенности въ ея примѣненіи, что представляется въ особенности необходимым въ настоящем случаѣ, въ видах предотвращения быстраго наплыва въ среду населенія внутренних губерній Имперіи доселѣ чуждаго ему элемента. Поэтому министерство внутренних дѣлъ ограничилось въ 1865 году внесеніемъ въ госуд. совѣтъ лишь закона о дозволеніи проживать повсемѣстно въ Имперіи евреямъ-ремесленникамъ, не касаясь, впредь до усмотрѣнія, вопроса собственно о евреяхъ-торговцахъ. Еще раньше (въ 1863г.) было внесено въ установленном порядкѣ предположеніе о дозволеніи евреямъ селиться и торговать во всѣхъ частях Имперіи и госуд. совѣтъ предоставил министру финансов предположеніе это внести на предварительное соображеніе комитета по еврейским дѣламъ, съ тѣмъ, чтобы заключение его по сему предмету было внесено на окончательное разсмотрѣніе госуд. совѣта.

Но повидимому, это дѣло тогда затормазилось. Таким образомъ, вопрос объ уничтоженіи черты осѣдлости для всего еврейскаго населенія, по мысли правительства, представляется лишь вопросом времени и постепенности.

Кромѣ указаннаго выше исключенія о правѣ жительства внѣ черты еврейской осѣдлости, въ нашемъ законодательствѣ встрѣчается еще одно исключеніе. Въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ, лежащихъ внѣ черты общей еврейской осѣдлости, дозволено постоянное жительство и такимъ евреямъ, которые не подходятъ подъ указанныя категоріи. Это дозволеніе обусловливается: а) долговременнымъ пребываніемъ евреевъ въ той мѣстности (губ. Курляндская); б) теѣмъ, что во время присоединенія данной области къ Имперіи евреи имѣли уже тамъ осѣдлость (Кавказъ и Туркестанъ); в) принятіемъ правительствомъ во вниманіе ненарушимости семейнаго союза и родственныхъ связей, вслѣдствіе чего дѣтямъ евреевъ, ссылаемыхъ въ Сибирь, дозволяется жить въ Сибири съ припиской къ мѣстнымъ мѣщанскимъ и купеческимъ обществамъ и, наконецъ, д) близостью данной местности къ общей еврейской осѣдлости, административнымъ, экономическим и торговыми связями (города: Кіевъ, Севастополь и Николаевъ).

Такимъ образомъ, намъ предстоитъ разсмотрѣть постановленія нашего закона: а) о чертѣ еврейской осѣдлости и ограниченіяхъ права жительства евреевъ въ предѣлахъ этой черты; б) о правѣ повсемѣстнаго жительства нѣкоторыхъ категорій евреевъ; в) о правѣ жительства евреевъ въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ, лежащихъ за чертой общей еврейской осѣдлости, и, наконецъ, г) о временныхъ отлучкахъ евреевъ изъ мѣстъ постояннаго ихъ жительства.

II. О чертѣ еврейской осѣдлости.

§ 72. Черта еврейской осѣдлости сходна съ средневѣковымъ гетто. Разница между ними лишь въ отношеніи размѣровъ; гетто—это опредѣленный городской кварталъ или улица, черта же осѣдлость — опредѣленная часть государственной территоріи. Но въ удѣльно-вѣчевой и великокняжескій періодъ, въ Московской Руси не принималось никакихъ общихъ мѣръ противъ евреевъ. Напротивъ, имѣются достовѣрныя свѣдѣнія, что въ русскихъ областяхъ евреи жили издревле, князья нерѣдко принимали ихъ въ свою дружину, а съ образованіемъ, въ концѣ XV столѣтія, въ степяхъ южной Украйны (Малороссы) казачества евреи вступали въ ряды казаковъ и участвовали въ ихъ военныхъ подвигахъ, не измѣняя своей вѣры. Проявившаяся со стороны Ивана Грознаго жестокость относительно евреевъ, которыхъ онъ утопилъ въ Двинѣ, заставивъ ихъ пред- варительно цѣловать крестъ, представляется не болѣе, какъ однимъ изъ проявленій этого грознаго царя, практиковавшихся имъ въ обширныхъ размѣрахъ по отношенію ко всякаго рода людямъ, не взирая на состоянія, званія и вѣроисповѣданія. Но въ императорскій періодъ, именно въ царствованія императрицъ Екатерины I и Елисаветы Петровны, изданы были два указа объ изгнаніи евреевъ изъ предѣловъ Россіи. Мѣру эту можно объяснить лишь особеннымъ религіознымъ настроеніемъ этихъ императрицъ, такъ какъ въ экономическомъ отношенiи, для пользы обывательской, какъ мы видѣли выше ( § 3), приѣздъ и пребываніе евреевъ въ Россіи признаны выгодными. Но историческій ходъ расширенія русскаго государства привелъ къ тому, что съ присоединеніемъ къ русской территоріи польскихъ областей, гдѣ евреи уже жили много вѣковъ, въ предѣлахъ Россіи очутилось значительное еврейское населеніе, принятое въ русское подданство. Мало того, при императрицѣ Екатеринѣ II и иностраннымъ евреямъ дозволено было поселеніе въ Россіи, сначала въ одной только Новороссійской губерніи (въ 1769 году а засимъ, въ 1804 г., вездѣ, гдѣ евреямъ дозволено постоянное жительство.

§ 73. Черта еврейской осѣдлости опредѣлялась постепенно, а стало быть, не оставалась неизмѣнною. Впервые о такой чертѣ упоминается въ именномъ указѣ императрицы Екатерины II оть 23 декабря 1791 г. о предоставление евреямъ правъ гражданства въ Екатеринославскомъ намѣстничествѣ и Таврической губ. Въ этомъ указѣ сказано: „Разсматривая, съ одной стороны, поданныя намъ прошенія отъ евреевъ касательно незаписки ихъ въ смоленское и московское купечество, а съ другой - представленныя намъ отъ генерала главнокомандующаго въ Москвѣ и тамошней губерніи князя Прозоровскаго обстоятельства, до сего же случая относящіяся, и соображая все то съ законами, находимъ, что евреи не имѣютъ никакого права записываться въ купечество во внутренніе російскіе города и порты, а только по указамъ нашымъ дозволено имъ пользоваться правомъ гражданства и мѣщанства въ Бѣлоруссіи. Подтверждая о точномъ наблюденіи изданныхъ о семь постановленій, мы признали за благо распространить таковое право гражданства, сверхъ Бѣлорусскихъ губерній, на Екатеринославское намѣстничество и область Таврическую".

Итакъ, первоначально черта осѣдлости появилась въ видѣ Бѣлоруссіи, Екатеринославской и Таврической областей. Эта черта расширяется въ царствованіе императора Павла I, который именнымъ указомъ 23 іюня 1797 г. дозволялъ евреямъ отправлять мѣщанскіе и купеческіе промыслы, съ припиской по городамъ въ мѣщанство и купечество, въ губерніяхъ: Минской, Изяславской, Брацлавской, Полоцкой, Могилевской, Кіевской (не исключая г. Кіева), Черниговской, Новгородско-Сѣверской, Екатеринославской и въ области Таврической, а равно въ Курляндіи. Дальнѣйшему расширенію разсматриваемая черта подверглась въ положенiи о евреяхъ 1804 г., ст. 13 которая гласить: „Земледѣльцы изъ евреевъ, какъ и фабриканты, ремесленники, купцы и мѣщане, могуть въ губерніяхъ литовскихъ, бѣлорусскихъ, малороссійскихъ, Кіевской, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической пріобрѣтать покупкою незаселенный земли, продавать ихъ, закладывать, дарить и завѣщать въ наслѣдство". Такимъ образомъ, даже внутреннiя губерніи — Астраханская и Кавказская открыты были для поселенія евреевъ. Но въ концѣ царствования императора Александра I и въ царствование императора Николая I озна- ченная черта осѣдлости съуживается такъ, что, въ положеніи о евреяхъ 1835 г., губерніи Астраханская и Кавказская уже не значатся въ чертѣ еврейской осѣдлости; въ губ, Кіевской евреи хотя и могутъ жить, но кромѣ г. Кіева; въ губ. Херсонской— кромѣ г. Николаева; въ губ. Таврической—кромѣ г. Севастополя; въ губ. Могилевской и Витебской - кромѣ селеній; въ губ. Черниговской и Полтавской — кромѣ казенныхъ и казачьихъ селеній, изъ коихъ совершилась уже высылка евреевъ. И лишь въ остальныхъ изъ перечисленныхъ въ положеніи 1804 г. губерніяхъ жительство евреевъ допущено безъ особыхъ ограниченій, за исключеніемъ западныхъ пограничныхъ губерній, отстоящихъ отъ границы ближе 50 верстъ, гдѣ евреямъ всякое новое водвореніе воспрещено.

Но при этомъ надо принять въ соображенія и то, что, начиная съ положенія 1804 г. до царствованія императора Александра II, евреи подвергались частымъ стѣсненіямъ и высылкамъ изъ селъ и деревень въ черте еврейской осѣдлости. Въ царствованіе же императора Александра III изъ черты еврейской осѣдлости изъяты: а) таганрогское градоначальство и Ростовскій уѣздъ Екатеринославской губ. и б) г. Ялта, Таврической губерніи.

§ 74. По действующему закону евреямъ дозволяется постоянное жительство въ губерніяхъ: Бессарабской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Екатеринославской, Кіевской, кромѣ г. Кіева, Ковенской, Минской, Могилевской, Подольской, Полтавской, Таврической, кромѣ городовъ Севастополя и Ялты, Херсонской и Черниговской. Въ г. Николаеве, Херсонской губ., евреямъ дозволяется водворяться и пріобрѣтать недвижимую собственность по правиламъ, изложеннымъ въ ст. 6 сего приложенія. Въ губерніяхъ Витебской и Могилевской евреямъ воспрещается водвореніе въ селеніяхъ въ качествѣ осѣдлыхъ жителей. Въ ст. 11 Уст. о пасп., изд. 1890 г., содержащей перечисленіе техъ же губерній, гдѣ евреямъ дозволено постоянное жительство, было употреблено выраженіе „повсемѣстно", которое въ приведенной ст. 1 уже опущено.

Это выражение „повсеместно", какъ мы ниже увидимъ, уже въ 1890 г. представлялось пустымъ звукомъ после изданія временным о евреям правилъ 3 мая 1882 года.

Кромѣ того, съ присоединеніемъ по закону 19 мая 1887 г. Таганрогского градоначальства и Ростовскаго уѣзда Екатеринославской губ. къ, области Войска Донского, и установлѣніемъ изъятія для г. Ялты, гдѣ дозволено оставаться на жительстве лишь приписаннымъ къ обществамъ этого города, эти мѣстности, входившіе до того въ черту осѣдлости евреевъ, очутилось внѣ этой черты, гдѣ евреи вообще селиться не могутъ.

Правда, приняты во вниманіе интересы тѣхъ лицъ еврейскаго исповѣданія, которыя поселились въ Таганрогскомъ градоначальствѣ и Ростовскомъ уѣздѣ до опубликованія закона 19 мая 1887 года. Такимъ евреямъ разрѣшено оставаться и впредь въ избранныхъ ими мѣстахъ жительства, причемъ они продолжаютъ пользоваться всѣми принадлежащими имъ по дѣйствующимъ законамъ правами.

§ 75. Перечисленныя выше губерніи, составляя по закону, черту общей еврейской осѣдлости, нe выражаютъ собою дѣйствительнаго раіона, на пространствѣ которого евреи вообще могутъ проживать. Для опредѣленія этого раіона надо еще принять въ соображеніе Царство Польское или привислявскія губерніи, хотя послѣднія не причисляются закономъ къ означенной чертѣ. Юридическое положеніе евреевъ Царства опредѣлялось и определяется особымъ узаконеніем. Положеніе это до 1862 г. было довольно печально. Но Высочайшимъ указом 24 мая 1862 г. евреи Царства были уравнены въ правахъ съ остальнымъ тамошнимъ населеніемъ. 2-мъ пунктомъ этого указа, между прочимъ, постановлено, что ограниченія и воспрещенія касательно права евреевъ на жительство въ городахъ или некоторым ихъ частяхъ, а также въ деревняхъ, на какихъ бы то ни было правах, привиллегіяхъ и распоряженіяхъ основанных, а равно и въ 21 верстной пограничной полосѣ, симъ отменяются. Сообразно съ этимъ, и въ развитіе какъ приведенной 2-й статьи, такъ и 8 ст. означеннаго указа, касательно права евреевъ на свободвое жительство во всѣхъ городахъ и деревняхъ Царства, по представленію правительственной комиссіи внутреннихъ дѣлъ, совѣтъ управленія Царства 28 декабря 1862 г. постановилъ: билетный сборъ, взимаемый съ инородных евреевъ за временное пребываніе въ г. Варшавѣ, равно какъ постановленіе царскаго наместника отъ 7 сентября 1824 г., коемъ установленъ былъ таковой сборъ, отмѣнить съ 20 декабря (1 января 1863 г.).


выдержка из руководства к русским законам о евреях

С.-Петербург 1914г.

0 комментариев
Написать комментарий