27 марта 202113:53

Распространеніе чая въ Россіи.

§ 70. Въ Россіи слыхали о чаѣ еще раньше, чѣмъ онъ у насъ появился; какъ только начались сношенія съ Сибирью, и русскіе стали бывать близь китайской границы, они не могли не знать о чаѣ; есть свѣдѣнія о томъ, что побывавшіе въ Китаѣ въ 1567 г. казачьи атаманы Петровъ и Ялышевъ, перечисляя видѣнныя ими растенія, описывали одно, которое по всѣмъ примѣтамъ и есть чай. При томъ же въ Сибири употребленіе чая было извѣстно гораздо ранѣе, особенно въ восточной, соприкасающейся съ Китаемъ. Когда русскіе проникли за Байкалъ, то нашли у бурятъ кирпичный чай въ качествѣ ежедневной пищи; есть указанія, что въ Нерчинскій округъ и др. мѣста Сибири чай проникъ самостоятельно изъ Монголіи и распространился до Урала. Собственно въ Россіи или въ тогдашнемъ Московскомъ Государствѣ познакомились съ чаемъ, и при томъ противъ своей воли, только въ 1638 году. 

Это знакомство началось, какъ и въ другихъ странахъ, прежде всего благодаря дипломатическимъ сношеніямъ и этикету. Въ этомъ году посольство, отправленное изъ Москвы къ Алтынскимъ ханамъ — на озерѣ Упса, было угощаемо чаемъ. Затѣмъ — при отъѣздѣ посольства, оно было одарено, въ обмѣнъ за подарки Московскаго царя, чаемъ; хотя посолъ Василій Старковъ отнекивался отъ такого ничтожнаго и безполезнаго, по его мнѣнію, предмета, какъ чай, но ему, къ вящему неудовольствію, все-таки было навязано 200 бахча (бумажныхъ пакетовъ съ чаемъ), по ¾ фунта въ каждомъ, всего около 4 пудовъ, цѣною въ 100 соболей или, по тогдашнимъ цѣнамъ, въ 30 рублей. Дѣлать было нечего: пустой и нежелательный даръ былъ доставленъ въ Москву, гдѣ былъ испробованъ, понравился и вошелъ въ употребленіе при дворѣ, потомъ у бояръ и другихъ богатыхъ людей.

Въ 1654 г. былъ посланъ въ Китай изъ Иркутска боярскій сынъ Федоръ Исаковичъ Байковъ, который въ своемъ статейномъ спискѣ разсказываетъ, между прочимъ, о томъ, какъ китайцы подносили ему чай, вареный съ молокомъ и коровьимъ масломъ.

Послѣ Байкова изъ Москвы отправленъ былъ въ Китай для переговоровъ грекъ Николай Спафарій, который, по возвращеніи оттуда, написалъ обширное сочиненіе, по китайскимъ и европейскимъ источникамъ, о Китаѣ. Между разными любопытными извѣстіями въ сочиненіи этомъ помѣщено довольно обстоятельное сказаніе о чаѣ. Спафарій пишетъ: «Трава чай нигдѣ не родится такая, что здѣсь (въ Китаѣ), и для того опишемъ, какъ родится»... Слѣдуетъ описаніе растенія и способъ его приготовленія «ради варенья чая». «Китайцы то питіе зѣло похваляютъ: сила и лѣкарства отъ него всегда извѣщаетъ, потому день и ночь они пьютъ и гостей своихъ потчиваютъ». Спафарій пробовалъ пить и говоритъ, что чай есть «питіе доброе, и когда привыкнешь — гораздо укусно».

Это еще болѣе расположило тогдашнее русское общество къ новому напитку. Какъ всегда — изъ высшихъ слоевъ потребленіе чая стало переходить и въ народъ. Колыбелью чаепитія была та-же Москва, гдѣ въ концѣ XVII вѣка чай стали продавать въ лавкахъ вмѣстѣ съ другими обыденными товарами. Изъ Москвы, какъ изъ центра потребленія, чай началъ волною разливаться по другимъ городамъ; сперва онъ проникъ въ большіе города, потомъ въ малые и наконецъ — въ села, гдѣ онъ становится своего рода кулытурнымъ напиткомъ въ средѣ сельскихъ и деревенскихъ богатѣевъ.

Въ XVIII вѣкѣ привозъ чая дѣлается настолько замѣтнымъ, что правительство обращаетъ на него вниманіе какъ на удобный предметъ для увеличенія казеннаго дохода; особенно замѣтное распространеніе, по нѣкоторымъ даннымъ, имѣло мѣсто въ началѣ 20-хъ годовъ этого столѣтія; такъ — по нижегородской явочной книгѣ 1722 года о товарахъ, явленныхъ купцомъ гостинной сотни Яковомъ Пушниковымъ, торговавшимъ всевозможными предметами, заморскими и китайскими, чая въ привозѣ не показано, но въ первомъ тарифѣ, изданномъ въ 1724 году, уже значится «чай всякій» какъ товаръ, ввозимый и вывозимый по европейской границѣ; значить — чай сталъ распространяться въ сосѣднихъ съ Московскимъ Государством, стра- нахъ, по всей вѣроятности въ тѣхъ, гдѣ обитало славянское племя.

Распространеніе чая находилось въ тѣсной связи съ тѣми передвиженіями, которыя такъ часто совершалъ русскій человѣкъ на обширномъ пространств своей неизмѣримой родины. Можно съ достовѣрностью сказать, что изъ сельскихъ жителей первые познакомілись съ чаемъ тѣ, которые живутъ по большимъ трактамъ; въ селахъ, на бойкихъ трактахъ, во многихъ домахъ, даже въ такихъ, гдѣ сами чаю не пили, стали заводить самовары для проѣзжихъ, такъ что во многихъ мѣстахъ водвореніе самовара предшествовало потребленію чая; проѣзжіе, особенно помѣщики и торговцы, возили с собою особые погребцы съ чаемъ, сахаромъ, посудою и др. принадлежностями; для этихъ лицъ чай сдѣлался необходимостью и усладою долгаго пути; ча- епитие сокращало для нихъ томительное ожиданіе на станціяхъ и въ др. пунктахъ. Они же познакомили съ чаемъ и другое населеніе, съ которымъ приходили въ соприкосновеніе, такъ что отчасти являлись піонерами чайнаго дѣла, равно какъ и городскіе трактиры, въ которыхъ чай быстро получилъ право гражданства.

Въ средѣ простаго народа, чай, за рѣдкими исключеніями, считался недоступнымъ предметомъ роскоши, тѣмъ болѣе, что денегъ въ народѣ было мало, еле хватало на подати, да на покупку соли, гвоздей и т. п.; народъ покупалъ очень мало, такъ какъ большая часть потребностей удовлетворялась личнымъ трудомъ; гдѣ же было думать о такой прихоти, какъ чай, потребленіе котораго предполагаетъ при томъ большее количество свободнаго времени, чѣмъ было въ распоряженіи крестьянина, а также нѣкоторый достатокъ; при томъ введеніе чая въ жизненный обиходъ требовало немалыхъ затратъ — на покупку самовара, посуды сахара, на уголья и проч., — затратъ непосильныхъ для большинства крестьянскихъ хозяйствъ, съ ихъ скудными покупными средствами; если ужъ теперь эти средства недостаточны для удовлетворенія всѣхъ необходимыхъ потребностей, то лѣтъ 40 — 60 назадъ нечего было и ожидать, чтобы средній крестьянинъ могъ истратить даже рубль лишній на такую прихоть, какою представлялся чай въ глазахъ крестьянъ. Должно было пройти много времени, пока чай сталъ распространяться въ массѣ народа.

До половины XIX вѣка только въ Сибири и у кочевыхъ народовъ былъ уже въ ходу кирпичный чай. Но киргизы, которые теперь считаются такими усердными чаепійцами, лѣтъ 20 назадъ пили его очень мало, и то только болѣе богатые; съ паденіемъ же скотоводства и съ обѣднѣніемъ ихъ чай, не только кирпичный, но и байховый, какъ дешевая пищевая замѣна, сталъ все болѣе распространяться между ними и теперь сталъ всеобщимъ повседневнымъ напиткомъ въ степи.

Во внутренней Россіи хотя и давно употреблялся байховый чай, но только, какъ указано выше, людьми болѣе состоятельными.

Въ началѣ XIV вѣка кирпичнаго чая потреблялось вдвое болѣе, чѣмъ байховаго; потомъ это отношеніе все болѣе измѣнялось въ пользу послѣдняго. Съ половины XIX вѣка, съ развитіемъ фабричной промышленности, съ переходомъ отъ натуральнаго хозяйства къ денежному, — наконецъ съ освобожденіемъ крестьянъ, чай начинаетъ входить въ обиходъ у простаго рабочаго народа, сперва — у фабричныхъ рабочихъ, ямщиковъ, извощиковъ, ремесленниковъ, прислуги, потомъ — у крестьянъ даже средней состоятельности въ мѣстностяхъ, не очень удаленныхъ отъ большихъ центровъ. Баронъ А. Гакстгаузенъ, путешествовавши по Россіи въ 1843 году вдоль главныхъ путей, говоритъ, что чай распространенъ въ порядочныхъ крестьянскихъ домахъ и все болѣе становится любимымъ напиткомъ русскихъ.

Въ глухія и отдаленныя деревни чай проникъ, какъ и слѣдовало ожидать, гораздо позднѣе; даже теперь, въ самомъ концѣ XIX вѣка, есть много селеній, особенно въ сѣверныхъ губерніяхъ, гдѣ нѣтъ ни одного самовара.

Въ первое время, въ деревняхъ, богатые мужики еще не знали способа употребленія чая, а держали его ради моды и для угощенія; при этомъ бывало, что чай заваривали примитивнымъ способомъ: всыпали цѣлый фунтъ въ котелъ и варили какъ траву или какъ супъ, пока имъ не былъ указанъ надлежащій способъ. Такая ошибка и профанація чая повторялась не только въ Россіи, но и въ другихъ странахъ — въ той средѣ, гдѣ чай только начиналъ входить въ потребленіе.

Чай медленно, но упорно входитъ въ употребленіе народныхъ массъ, такъ какъ оказался хорошимъ подспорьемъ къ пищѣ крестьянскаго населенія. Извѣстно, какъ плоха и недостаточна эта пища, если бы она не пополнялась чаемъ, то организмъ нашихъ земледѣльцевъ скорѣе бы истощался. Къ сожалѣнію, до сихъ поръ цѣлые милліоны русскаго населенія еще не вкусили чайной цивилизаціи; пьютъ чай болѣе всего въ подгородныхъ селеніяхъ, въ промышленныхъ раіонахъ, а въ чисто земледѣльческихъ и въ отдаленныхъ мѣстахъ — только меньшинство, болѣе зажиточное, особенно въ малоплодородныхъ мѣстахъ, а также въ обитаемыхъ раскольниками, большинство которыхъ еще недавно считало чай за грѣховное зелье, какъ и табакъ.

Въ меньшемъ употребленіи чай также у малороссовъ. Особенное значеніе имѣетъ чай въ пищѣ татарскаго населенія внутри Россіи; въ татарскихъ селеніяхъ питье чая распространено почти сплошь и составляетъ довольно значительный расходъ — около 50—60 рублей на каждый дворъ, такъ что для малосостоятельныхъ дворовъ обращается въ разорительную прихоть. При этомъ бываетъ такъ, что у несостоятельныхъ татаръ описываютъ за недоимки самовары, они перестаютъ пить чай, отъ чего расходъ ихъ уменьшался, a вмѣстѣ съ тѣмъ уменьшались и недоимки, черезъ нѣкоторое время являются средства для покупки новыхъ самоваровъ, опять является чайный расходъ, который поглощаетъ податныя средства, такъ что не хватаетъ на уплату налоговъ, опять начинается опись самоваровъ и т. д. 

Зато въ остзейскомъ краѣ и въ нѣмецкихъ колоніяхъ внутри Россіи главнымъ напиткомъ является кофе, хотя и здѣсь чай начинаетъ понемногу входить въ употребленіе.

Въ началѣ XIX вѣка Россія окончательно заявляетъ себя чайньмъ государствомъ. При всемъ ея политическомъ отличіи отъ Англіи и при обоюдно—враждебномъ настроенiи обѣихъ странъ въ сферѣ восточной политики, онѣ сливаются въ общей трогательной симпатіи къ чаю. Въ то время, какъ почти вся Европа, отъ Эйдкунена до Лиссабона, пьеть кофе или шоколадъ, англичане и русскіе предпочитаютъ чай, и это не смотря на то, что одни живутъ въ сыромъ, ровно-умѣренномъ климатѣ, a другіе — въ сухомъ и отличающемся большими крайностями тепла и стужи.

Прежде всего, еще въ прошломъ столѣтіи, потребленіе чая развилось на постоялыхъ дворахъ и почтовыхъ станціяхъ, особенно на бойкихъ трактахъ, что прямо вызывалось потребностью многочисленныхъ проѣзжающихъ, возчиковъ, ямщиковъ и т. п. народа, чай сталъ здѣсь неизбѣжнымъ элементомъ; дорога была немыслима безъ этого подкрѣпляющаго напитка («съ дорожки чайку напиться»), что впрочемъ понятно при продолжительности остановокъ на станціяхъ и на постоялыхъ дворахъ. На большихъ трактахъ, гдѣ большой разгонъ лошадей, гдѣ проѣзжимъ приходится ждать ихъ по нѣскольку часовъ, а въ менѣе счастливыхъ случаяхъ — по суткамъ, чай является спасительными средствомъ, скрадывающимъ тоску и скуку долгаго ожиданія, успокоивающимъ нервы, разстроенные длинною дорогою, особенно когда еще не существовало рельсовыхъ путей, а сухопутные тракты далеко не были похожи на паркетъ, что остается въ силѣ и теперь для доброй половины Россіи. Большимъ подспорьемъ является чай также для моряковъ во время долгаго плаванія, для путешествующихъ по степямъ и среднеазіатскимъ пустынямъ, гдѣ при недостаткѣ воды безъ чаю пришлось бы плохо.

Въ послѣдніе годы въ разныхъ большихъ центрахъ распространяются народные трактиры, столовыя и чайныя, гдѣ воспрещена продажа крѣпкихъ напитковъ; подобныя же заведенія появляются и въ мелкихъ поселкахъ. Главными мѣстами для потребленія чая служатъ въ настоящее время трактиры, рестораны и буфеты всякаго рода, особенно въ провинціи, гостинницы, постоялые дворы и съѣстныя лавки, почтовыя станціи, заѣзжіе дома въ селеніяхъ, палатки на народныхъ гуляньяхъ и ярмаркахъ и т. п. Самое распространенное потребленіе — въ простонародныхъ трактирахъ, гдѣ чай подается парами, или по числу лицъ, а также порціями.

Извѣстно, что даже бѣглые и бродяги, циркулирующіе черезъ сибирскія тайги и степи, всегда запасаются котелкомъ и чаемъ, который иногда спасаетъ ихъ отъ замерзанія и отъ голодной смерти. 

Пара чая, стоющая отъ 4 до 10 к. (смотря по мѣстности, а также по тому пьютъ чай въ чистой или черной половинѣ трактира) состоитъ изъ двухъ чайниковъ: большаго съ кипяткомъ и малаго съ заваркою, а также изъ 2 — 3 кусочковъ сахара; одинъ можетъ пить, смотря по колеру, 5 — 10, а иногда и больше чашекъ, такъ какъ кипятокъ добавляется за ту же цѣну. Также распространена подача чая въ трактирахъ, ресторанахъ и т. п.— на одного, на двухъ и т. д., при чемъ съ человѣка берется отъ 5 — 8 к. въ черной половинѣ до 15 — 30 к. въ чистой, подаютъ также какъ и парами, только сахару больше. Порція чая на двоихъ стоитъ 20 — 60 к., на 3 — 4 персоны отъ 20 к. до 1 р., и т. д., словомъ отъ 10 до 30 к. съ персоны.

Въ съѣстныхъ лавкахъ и на постоялыхъ дворахъ чай еще дешевле, при чемъ если его спрашиваетъ артель, то берутъ гуртовую цѣну съ уступкой. Въ центрѣ внутренней торговли чаемъ — на Нижегородской ярмаркѣ — для народной чайной устроено особое каменное зданіе, гдѣ за 3 коп. отпускаютъ порцію чая съ 3 кусками сахара, такъ что каждый стаканъ обходится отъ ½ до 1 коп.; въ 1885 г. было отпущено 110 тыс. чайныхъ порцій, въ 1886 г. — 107,5 т., въ 1887 г.— 130,8 т., въ 1888 г. — 150,1 т., въ 1889 г. — 190 т., т. е. за 5 лѣтъ потребленіе увеличилось почти вдвое.

Въ средѣ состоятельныхъ потребителей прежде отдавалось предпочтенiе цвѣточнымъ чаямъ, какъ болѣе ароматичнымъ, передъ черными; но въ послѣднее время цвѣточные чаи вытѣсняются черными, и потребленіе ихъ становится болѣе рѣдкимъ и случайными. Въ малосостоятельныхъ классахъ, при дороговизнѣ хорошаго чая, распространяются плохіе сорта его, съ посторонними примѣсями, а также чайные суррогаты.

Субботин А. П.
Чай и чайная торговля в России и других государствах. 

Санкт-Петербург.
Типография Северного Телеграфного Агентства. 1892. 

Репринтное издание. 

«Хобби Пресс», 2017. – 578 с., ил.


0 комментариев
Написать комментарий