30 марта 202117:15

В ряду великих преобразований, совершившихся в царствование Императора Александра II и во многом изменивших условия государственного быта России, одно из важнейших мест занимает введение с 1874 г., взамен прежней системы рекрутских наборов, системы всеобщей воинской повинности на основаниях, более или менее сходных с теми, которые в настоящее время приняты во всех больших государствах Европы1).

1) Устав о воинской повинности, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный в 1 день января 1874 г. и приложенный к приказу по воен. вед. № 5, и изменения в оном – приказы по воен. вед. 1888 г. № 147 и 1893 г. № 46.

Сущность этих оснований заключается в следующем:

1) Воинская повинность есть общеобязательная. Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного, а потому воинской повинности подлежит все мужское население без различия состояний. Исключаются же из участия в воинской повинности и не принимаются вовсе в военную службу лица, лишенные по судебным приговорам всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию присвоенных.

Войсковое казачье население и жители Финляндии отбывают воинскую повинность на основании изданных для них особых уставов.

Население следующих местностей Империи вовсе освобождено от воинской повинности: а) население Туркестанского края, Приморской и Амурской областей и некоторых отдаленных округов Сибири; б) инородческое население Астраханской и Архангельской губерний, Тургайской и Уральской областей и всех губерний и областей Сибири.

2) Воинская повинность есть личная, а потому денежный выкуп от нее или замена охотником не допускаются. Единственный случай замены дозволяется лишь, когда она происходит в пределах одной семьи, то есть член семьи, который должен поступить на действительную службу или уже состоит на ней, может быть заменен в любое время родным или двоюродным братом, если этот последний имеет от роду 21 год, но не более 26 лет.

3) Все мужское население, способное к службе, в возрасте от 21 до 43 лет, входит в состав вооруженных сил государства; но размер повинности не на всех налагается одинаковый – одни принадлежат к постоянным войскам, другие числятся в ополчении, которое созывается лишь в военное время, да и то преимущественно для службы в тылу постоянных войск. К отбыванию воинской повинности все молодые люди призываются по достижении 21-летнего возраста. При призыве, на изложенных ниже основаниях, определяется, кто должен поступить на службу в постоянные войска и кто должен быть зачислен в ополчение.

4) Общий срок службы в постоянных войсках определен в 18 лет; но из этого числа полагается только первые 5 лет действительной службы под знаменами; на остальные 13 лет в мирное время чины, призванные на службу в постоянные войска, увольняются по домам и числятся в запасе армии, причем по распоряжению Военного Министерства нижние чины могут быть уволены в запас и ранее выслуги на действительной службе пяти лет. Чины, состоящие в запасе, в мирное время подлежат учету, производимому местными военными властями; они могут быть призваны в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения их в запасе, и каждый раз не более чем на шесть недель. В военное время они призываются на действительную службу, для укомплектования постоянных войск, ВЫСОЧАЙШИМИ указами Правительствующему Сенату.

5) Государственное ополчение состоит из всего мужского населения, способного носить оружие и не числящегося в постоянных войсках, от призывного возраста до сорока трех-летнего включительно. На этом основании в него зачисляются: а) все молодые люди, которые при призыве не попали в постоянные войска и б) все чины постоянных войск по окончании общего 18-ти летнего срока действительной и запасной службы. Лица, состоящие в ополчении, именуются ратниками и разделяются на два разряда.

В первом разряде, который предназначается как в состав ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае недостатка или истощения запаса, числятся до сорока трех-летнего возраста, кроме лиц, зачисленных в этот разряд при призыве, еще все старослуживые, зачисленные в ополчение после отбытия уже определенных сроков службы в войсках и запасе. Ко второму разряду, назначаемому только в состав ополченных частей, принадлежат все остальные лица, состоящие в ополчении.

Установив всеобщность и личную обязательность военной службы для всего мужского населения, как основной принцип воинской повинности, закон наш в применении этого принципа допускает целую систему изъятий, освобождений и льгот, подобно тому, как это допускается во всех новейших законодательствах об обязательной воинской повинности. Ни одно государство, содержащее постоянную армию с более или менее продолжительным сроком действительной службы, не в состоянии проводить через ее ряды всю массу лиц, достигающих ежегодно призывного возраста и вполне способных к военной службе; более чем где-либо это положение имеет место для нашей армии, в которой сроки действительной службы определены в больших размерах, сравнительно с другими армиями. При численности наших кадров мирного времени около 1.050.000 человек и при сокращении срока службы под знаменами, для главной массы призываемых, в действительности, до 4-х лет, кадры эти могут вместить в себе не более 289.000 новобранцев. При таком контингенте накопление запаса нижних чинов для полного укомплектования армии по штатам военного времени было бы недостаточно, а потому ежегодно принимается на службу еще дополнительный контингент около 3.000 человек, поступающих на службу на один год, с перечислением в запас на 17 лет. Таким образом, весь ежегодный контингент новобранцев составляет около 292.000 человек. Между тем, наше население дает ежегодно почти 1 миллион 21-летних подростков; следовательно, у нас кадры постоянной армии могут вместить в себя лишь около 1/3 всех людей, достигающих призывного возраста; остальные же 2/3 должны быть, так или иначе, освобождены от действительной службы. Естественно, является вопрос: какие могут быть приняты законодательные основания для выбора той трети подростков, которая должна действительно поступить на службу. На первом плане, конечно, представляется одно основание неизбежное – именно физическая неспособность к военной службе. Условия этой неспособности таковы, что по дознанному опыту, из всего числа подростков к ним подходят около 1/3 части, следовательно, около 330.000 человек. Затем, исключив всех неспособных, все-таки остается около 670.000 людей призывного возраста, из которых на действительную службу надо взять всего 292.000 человек, т. е. менее половины.

При безусловном стремлении применить принцип общеобязательности и равномерности воинской повинности, единственное средство выбрать эту половину состояло бы в том, чтобы представить решение этого вопроса простой случайности, для всех одинаковой, т. е. жребию. И, действительно, во всех государствах жребий считается одним из оснований для решения вопроса о том, кто именно из числа всех лиц призывного возраста должен действительно поступить на службу. Но в то же время, все новейшие законодательства признают существование таких интересов личных, семейных, хозяйственных, ограждение которых, в смысле высшей государственной пользы, имеет большее значение, чем применение принципа равенства всех отдельных лиц перед такою общею случайностью, как жребий. Поэтому везде ограждение вышеупомянутых интересов достигается принятием известной системы освобождения, изъятий и льгот для отдельных лиц, находящихся в исключительном положении. В нашем уставе о воинской повинности обращено особое внимание именно на охранение интересов населения, поэтому им установлена обширная система разных льгот и изъятий, в зависимости главным образом от семейного положения призывных, а затем и от рода их занятий; в силу этих льгот от действительной службы освобождается около половины всех призывных. Среди другой половины (нельготных) третья часть оказывается неспособною к службе; за устранением последних, остается такое число нельготных и способных к службе, которое лишь немногим превышает потребное для армии укомплектование; выбор последнего затем уже основывается на жребии.

Изъятия и льготы. Допущенные нашим уставом льготы при исполнении воинской повинности, по свойству своему, могут быть разделены на четыре категории: 1) совершенное освобождение от военной службы; 2) освобождение от службы в мирное время; 3) отсрочка призыва и 4) сокращенные сроки службы. Рассмотрим в подробности каждую из этих категорий.

Совершенное освобождение от службы в постоянных войсках (действительной и в запасе) дается: 1) по физическим причинам; 2) по роду занятий и 3) по семейному положению.

1) По причинам физическим освобождаются лица, которые по малому росту, телесным недостаткам или болезненному расстройству, будут признаны совершенно неспособными ни к какому роду военной службы: строевой или нестроевой. Из этого исключаются, однако, умышленные членовредители, которые во всяком случае зачисляются в войска. Наименьшая мера роста для приема на службу определяется в два аршина два с половиною вершка. Расписание же телесных недостатков и болезней, препятствующих вовсе приему на службу или же допускающих только прием на нестроевые должности, излагается в особом наставлении присутствиям, заведующим приемом новобранцев.

2) По роду занятий совершенному освобождению от службы подлежат: а) священнослужители всех христианских исповеданий и б) православные псаломщики, окончившие курс в духовных академиях или семинариях.

3) Все лица, которые могут воспользоваться льготами по семейному положению, по степени этих льгот разделяются на три разряда:

1-й разряд – единственный сын в семье, а равно и единственный способный к труду член семьи.

2-й разряд – единственный способный к труду сын при отце, также способном к труду, и при одном или нескольких братьях к труду неспособных ( т.е. лицо, являющееся вторым работником в семье, если при этом оно не единственный сын в семье).

3-й разряд – лица, непосредственно следующие по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной службе, или умершим на оной, или же без вести пропавший на войне.

Способными к труду считаются лица, имеющие возраст от 18 до 55 лет, за исключением: а) совершенно не имеющих возможности работать вследствие увечья или болезни; б) сосланных; в) находящихся в безвестной отлучке; г) находящихся на действительной службе нижними чинами. Лица, имеющие право на льготу первого или второго разряда, лишаются этого права, если, по заявлению отца или матери, деда или бабки, не служат поддержкою семье. Если из семейства, нуждающегося в поддержке, выбудет, по какому-нибудь случаю, единственный способный к труду член семьи, то один из находящихся на действительной службе членов такого семейства, по выбору старшего в семействе лица, увольняется с действительной службы.

0 комментариев
Написать комментарий