1 апреля 202118:24

Эра холодного оружия Третьего рейха

«Тот, кто не находит никакого удовольствия в обнаженном мече, полете сокола, благородной лошади и прекрасной женщине, не имеет настоящей жажды жить» – перевод древней надписи на клинке немецкого меча.

Солдаты всегда были фанатическими охотниками за трофеями, и ощутимой частью любой военной добычи всегда было военное снаряжение противника. Фасции римского ликтора (пучок прутьев, символ власти ликтора), врученные карфагенянам Ганнибала, были таким трофеем, с которым можно было гордо возвратиться в Карфаген; во время Гражданской войны в США на огромном поле битвы между союзными войсками и конфедератами шел «биржевый обмен» мушкетами, флягами, штыками, а случалось, и униформой.

Кто может сказать, сколько чемоданов и баулов было отправлено из Сайгонского аэропорта Таншоннят (во время войны – база ВВС США, сейчас это аэропорт г. Хошимин) с захваченными вьетконговскими флагами или резиновыми «хошиминовскими» сандалиями, спрятанными как сувениры на память о войне? А русских карабинов СКС, украшавших стены солдатских берлог, хватило бы для вооружения нескольких батальонов.
Стремление увязывать захваченные военные трофеи с определенными историческими периодами всегда легко пересекало социально-экономические границы: например, 7,62-миллиметровая российская снайперская винтовка с оптическим прицелом, которая была захвачена в Южном Вьетнаме, сейчас висит в гостиной бывшего президента Линдона Б. Джонсона на его ранчо в Техасе – это оружие было преподнесено тогдашнему главе исполнительной власти (президенту США) бойцом 173-й воздушно-десантной дивизии.
Но мало где еще придавалось такое большое значение цвету и внешнему виду военных принадлежностей, как в гитлеровском Третьем рейхе; и непоколебимая преданность фанатических последователей Гитлера своему фюреру была в значительной степени связана с тем, как мастерски он создавал утопии о военном великолепии и церемониалах. Он привлек в нацистское движение миллионы людей, используя такие приманки, как разукрашенная униформа и сверкающие военные регалии; все, наверное, помнят сцену перед началом Берлинских Олимпийских игр 1936 года. Тогда тысячи одетых в униформу «Гитлерюгенда» молодых немцев стояли в четком строю, занимая несколько гектаров парадного плаца, и гордо демонстрировали всему миру отличительную нарукавную повязку и нож «Гитлерюгенда», зримо воплощая величественный гитлеровский план по мотивации всей нации. Во время возвышения Третьего рейха ныне позорный символ свастики был буквально вездесущим, а статус каждого человека – штатского или военного – мгновенно определялся по легко различаемым атрибутам мундира.

Колоссальная феерия марширующих отборных войск на парадах в Берлине, Мюнхене и Нюрнберге вызывала волнение даже у «невоенных духом» людей. Государственная атмосфера, близкая к истерии, царила в Германии повсюду. Таким же вездесущим, как и марширующие войска, было и личное оружие на ремнях чиновников и военнослужащих. Главной деталью престижной немецкой униформы времен Второй мировой войны был парадный меч или кортик.

Холодное оружие всегда считалось символом храбрости, чести и власти. Поскольку оно зримо воплощало разницу между жизнью и смертью, к нему, как правило, относились с уважением и любовью. Словарь Вебстера определяет «меч» просто: «оружие с длинным клинком, часто используемое как символ чести или власти». Чтобы понять точность этого определения, вспомните, что в Средневековье именно меч позволял даровать рыцарское звание прикосновением к плечу юного соискателя. В прозе и поэзии меч часто наделялся сверхчеловеческими свойствами: школьники во всем мире продолжают поражаться загадочности и власти меча короля Артура по имени Эскалибур, описанного в книге «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори.
В Японии меч всегда ценился очень высоко. Владение мечом тесно связано с культом предков, и самурайские мечи передаются от одного поколения другому как объекты почитания. Практика вручения меча в знак уважения или признания героического поступка столь же стара, как и сам меч. Нет нужды, однако, переноситься во времена замков и рыцарей в сверкающей броне из сборника баллад, чтобы обнаружить яркие примеры приверженности традициям меча. В марте 1974 г. скромный солдат японской империи по имени Хиро Онода вышел из своего укрытия в джунглях на небольшом филиппинском острове. Онода отказался сдаться после окончания Второй мировой войны и двадцать девять лет скрывался от «преследователей» и жил за счет даров земли. Для нашей истории важно то, что в 1944 году он вступил младшим лейтенантом в японскую Имперскую армию, и мать вручила ему меч самурая. То, как впоследствии Хиро Онода ухаживал за этим холодным оружием, ярко выявило традиции, честь и символизм, связанный с врученным ему мечом. Все двадцать девять лет, скрываясь в джунглях, он каким-то образом умудрялся поддерживать в приличном состоянии униформу со шляпой и винтовку, нося на боку тяжелый меч. После своей исторической сдачи Онода вручил свой самурайский меч президенту Филиппин Фердинанду Маркосу.

С самых древних времен меч считался самой почетной и благородной наградой. Тевтонцы клали меч в колыбель около новорожденного ребенка, чтобы передать ему храбрость и воинственный дух для защиты родной земли. Церемонией вручения меча подросток посвящался в войны. В конце жизненного пути человек упокаивался в могиле, и справа от него клали его меч.
Холодное оружие оставалось жизненно важным до распространения магазинного огнестрельного оружия.
Пока огнестрельное оружие было однозарядным, с относительно низкой огневой мощью, холодное оружие имело большее значение. Современное состояние вооружения, однако, позволяет бойцам поражать противника на большом удалении, делая ненужным оружие, созданное для рукопашного боя. Даже единственное сохранившееся холодное оружие армии США – штык – является сегодня предметом обширных споров. Последняя классическая конная атака американских войск произошла в 1906 году на острове Лусон (Филиппины). Увы, эра холодного личного оружия для рукопашного боя закончилась. Однако сохранилась его традиционная роль как символа ранга и рода войск. Проводя изначальное структурирование своего Третьего рейха, Адольф Гитлер предвидел неоценимую функцию холодного оружия как опорной точки для новой морали и приверженности традициям.
Богатая Рурская долина в Германии испокон веков была центром производства прекраснейшей в мире стали, а расположенный на южной окраине Рура город Золинген долго считался в Германии «городом мечей». Это был один из старейших центров Европы по изготовлению ножевого товара, известный во всем мире и занимающий по важности место рядом с Шеффилдом (Англия), Тирсом (Франция), Толедо (Испания) и Нара (Япония).
Получивший правительственную привилегию в 1374 году, золингенский ножевой товар был знаменит со времен Средневековья. Здесь производили прекрасную дамасскую сталь.
Первые оружейники Золингена изготавливали холодное оружие методом семейного «надомного производства». Качество было определяющим параметром, и первые мастера часто трудились над единственным клинком меча в течение нескольких дней. Большая часть готовых изделий производилась либо в доме кузнеца, либо в маленьких кустарных мастерских, обычно располагавшихся рядом.

Само собой разумеется, что спрос на клинки золингенского качества привел к ожидаемому объединению мелких производств в целый ряд знаменитых фабрик (Waffenfabriken). Названия «Айкхорн», «Хердер», «Холлер», «Хорстер», «Клаас», «Пак», «Пума», «Вейерсберг» и другие вскоре стали синонимами качества холодного оружия во всем мире.
На клинках большинства золингенской продукции имеется торговая марка изготовителя (иногда ошибочно называемая в сообществе коллекционеров как «proofmark»). Первоначально от изготовителей требовали, в соответствии со строгими правилами, помечать каждое законченное изделие традиционной семейной торговой маркой. Эта отличительная торговая марка обычно наносилась посредством клеймения или травления на прямоугольной основе (пяте) клинка. Обычно торговые марки включали комбинацию из названия компании (или его сокращения) и эмблемы.
Поражение Германии в Первой мировой войне принесло экономические бедствия всему Золингену. Остановка огромных полировальных колес и тяжелых кузнечных молотов на пустующих фабриках привела к массовой безработице.
В начале 1933 г. в Берлине представители руководящих кругов Золингена обратились к фюреру с просьбой поддержать возрождение их умирающей промышленности путем введения стандартов на парадные мечи и кортики для членов строящегося Третьего рейха, которому желали «тысячи лет жизни». Адольф Гитлер увидел в этом предложении еще большую выгоду. Предыдущие нацистские символы и регалии оказались весьма эффективны и получили широчайшую поддержку, почему бы теперь не ввести обширную номенклатуру традиционного личного холодного оружия для множества военных и гражданских организаций, формирующихся под нацистским флагом?
Первый среди одобренных проектов нацистских кортиков был скопирован с элегантного швейцарского кинжала XVI века и утвержден для ношения членами огромной организации SA (Sturmabteilung, штурмовые отряды). Вскоре после этого Гитлер издал предписание, утверждающее для SS (Schutzstaffel, «эскадрилья прикрытия», охранные отряды НСДАП) похожий кинжал, но с черными ножнами и рукоятью, соответствующими черной униформе SS. С 1934 г. и до конца Второй мировой войны было разработано, принято и изготовлено множество образцов форменного холодного оружия для двадцати разных нацистских организаций. Это оружие заметно различалось по дизайну и композиции. Часто для офицеров и срочнослужащего персонала внутри одного и того же подразделения создавались различные модели, приводя даже к дополнительным разновидностям. Даже менее известные организации Третьего рейха, вроде RLB (Reichsluftschutzbund, Имперский союз воздушной обороны), состоящий из наблюдателей за воздушными налетами, и NSKK (Nationalsozialistische Fliegerkorps, Национал-социалистический летный корпус), состоящий из пилотов планеров, вскоре стали бороться за право ношения собственного личного оружия. Хотя реальный возраст «Тысячелетнего рейха» ограничился двенадцатью короткими годами, за это время были произведены буквально миллионы мечей, кортиков и штыков. В других городах также производилось некоторое количество холодного оружия, но большую часть всех заказов получили фирмы Золингена. Разумеется, экономика «города мечей» начала быстро расти, поскольку холодное оружие поставлялось с фабрик целыми железнодорожными составами.

      

Обширные объемы производства оружия требовали от продавцов фабрик Золингена высочайшего опыта работы. Холодное оружие поступало на рынок сбыта двумя маршрутами. Продавцы различных золингенских фирм переезжали от одной казармы к другой, предлагая щедро иллюстрированные каталоги продукции и образцы своих товаров. Индивидуальный покупатель выбирал желаемую модель, длину и отделку клинка (простой или гравированный) из каталога и делал заказ продавцу. Дополнительный метод распространения – через розничные пункты продажи, т.к. в крупных немецких городах в большинстве магазинов униформы имелись витрины с золингенскими ножами и оружием.
Во время Второй мировой войны войска союзников моментально подтвердили тезис о том, что солдаты являются фанатичными охотниками за трофеями. Несомненно, самым «лакомым кусочком» среди военных призов с той самой «войны, которая прекратила все войны» было декоративное холодное оружие гитлеровского рейха, украшенное свастикой. Хотя многие клинки были преднамеренно уничтожены во время и после войны, но многие тысячи уцелели. Они тщательно хранились, их отправляли как трофеи почтой в другие страны.
Интерес коллекционеров к холодному оружию, казалось, соответствовал количеству доступных справочных материалов по этой теме. Вначале коллекционеры были вынуждены полагаться на недостаточно информативные торговые каталоги. Первое издание справочника по холодному оружию нацистов стало доступным лишь в 1958 году. С тех пор коллекционерами США и других стран было написано и издано много исчерпывающих справочников.
Сбор больших коллекций (любых предметов или чего-то конкретного) – очень интересное и заразительное занятие, и сегодня нацистские мечи, кортики и штыки азартно разыскиваются серьезными коллекционерами многих стран. Ветеранов Второй мировой войны осаждают запросами на разрешение порыться у них на чердаках и в «солдатских сундучках» в поисках редких клинков. Как со всяким предметом коллекционирования, закон спроса и предложения быстро привел к росту цен, которые сегодня составляют от двухсот долларов за нож Гитлерюгенда до десятков тысяч долларов за некоторые редкие наградные кинжалы. Рукояти многих из этих последних клинков часто украшали золотом и серебром, и даже инкрустировали драгоценными камнями.
Множество редкого немецкого холодного оружия времен Второй мировой войны в конечном итоге попадает в музеи. Практически каждый военный музей в США демонстрирует основной набор нацистского холодного оружия. Некоторые бесценные экземпляры личного оружия, принадлежавшего высшим чинам Третьего рейха, хранятся в военных музеях. Например, уникальный охотничий кинжал с отделкой из бронзы и красной кожи, принадлежавший Герману Герингу, демонстрируется в музее Вест-Пойнта. Именно этот кинжал был у Геринга, когда он был захвачен бойцами американской 7-й армии. Геринг был активным пропагандистом холодного оружия и имел несколько других редкостных образцов.

Логично поинтересоваться, какой статус у «города мечей» сегодня? Во время Второй мировой войны город Золинген, из-за многочисленных фабрик по обработке стали, подвергался массовым бомбежкам союзников, так что большая часть города была превращена в щебень. Около ста военных фабрик так и не оправились после разрушения, некоторые после войны были перестроены. Многие старинные производители мечей и кортиков и по сей день остаются видными производите лями качественного мирного ножевого товара.
Сегодня фабрики Золингена изготавливают кухонные ножи, ножницы, бритвы, хирургические инструменты и другое оборудование из металла. Они продолжают изготавливать и холодное оружие, хотя объемы производства, конечно, совершенно ничтожны по сравнению с временами Третьего рейха. Однако подавляющее большинство всех парадных мечей, находящихся у офицеров американских вооруженных сил, старших кадетов ROTC (Reserve Officers' Training Corps – служба подготовки офицеров резерва) и американских военных академий, произведено в Золингене.                           
Продолжается выпуск парадных кортиков для немецкого военно-морского флота и лесничеств. Довольно странно, но до начала 1960-х годов фабрики Золингена не разрабатывали «главную жилу» – холодное оружие, произведенное для Третьего рейха, но так и не выпущенное, которое хранилось нетронутым с 1945 г. Недавно автор посетил несколько золингенских фирм и убедился, что сейчас на них не производится какого-либо оружия, однако очевидно, что множество фирм занимаются сборкой нацистских кортиков из деталей, оставшихся со времен войны – специально с целью удовлетворить спрос современных коллекционеров.
Пожалуй, растущий интерес к коллекционированию военных памятных вещей лучше всего подытожить фразой, которую недавно произнес один коллекционер после пристального изучения наградной нацистской шпаги офицера SS – он размышлял о ее происхождении, владельце, применении и стоимости. «Если бы только этот меч мог говорить, – сказал он, – только подумать, сколько мы могли бы услышать потрясающих историй, к которым он имел отношение!» И хотя нам не узнать наверняка, что этот человек чувствует при звуках «Полета сокола», очевидно, что в исследовании меча он находит огромное наслаждение.

отрывок из четырехтомника Томаса М. Джонсона

"Немецкие кортики Второй мировой войны".

0 комментариев
Написать комментарий