10 апреля 202123:47

«Уверен, издание каталога похищенных ценностей нужно продолжать.» 

Д.А. Медведев 28 декабря 2006 г.

Практически всем известна фраза Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир!» Это серьёзнейшее умозаключение употребляется часто без глубинного его осмысления, а подчас и с иронией.

Как хотелось бы, чтобы не только в человеке всё было прекрасно, но и в его окружении – в природе, архитектуре и интерьерах домов, офисов, общественных помещений и учреждений культуры. У большинства людей такая атмосфера вырабатывала бы «с младых ногтей» иммунитет к дурному, ненастоящему, неприятие антиобщественных поступков и проявлений вандализма.

Как тут не вспомнить слова известного художника и литератора Василия Васильевича Верещагина, который пророчески заметил: «Искусство должно и будет защищать общество».

Но так складывается история человечества, что художественные произведения отражают и не только передают прекрасные мысли и чувства, но и превращаются в товар, становятся жертвами похитителей, а чаще организованных преступных групп. Объектами криминальных посягательств становятся уже не только художественные произведения, книги и антиквариат, но даже фрагменты наскальной живописи.

Нелегальная археология стала промыслом с индустриальным размахом, со своими техническими разработками, экспертами, журналами, сайтами, электронным оснащением, экипировкой и подпольными коллекционерами.

Побороть это зло очень сложно, но выбить почву из-под ног преступников мы должны совместными усилиями с законодательной властью и правоохранительными органами. Если краденый предмет не будут покупать, то и смысл кражи теряется. Но это возможно лишь тогда, когда о похищенном узнает как можно больше людей, и прежде всего потенциальные покупатели. Помимо того, в общественном сознании напрочь отсутствует понимание факта, что незаконно изъятые из земли археологические ценности – это та же кража, причём ущерб от неё для науки невосполним и несоизмерим со стоимостью криминальной находки.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) представляет широкому кругу людей, интересующихся собирательством и коллекционированием предметов старины и искусства, очередной выпуск каталога похищенных и утраченных куль- турных ценностей.
Каталог подготовлен в соответствии с полномочиями Росохранкультуры по регистрации фактов пропаж, утрат, хищений культурных ценностей, а также по организации и обеспечению оповещения государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее пределами о таких фактах в целях предотвращения незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности. Издание содержит несколько сотен изображений и описаний предметов, находящихся в розыске.

Следует отметить, что почти в равной степени профессиональный интерес к «Чёрным каталогам» и рубрикам «Внимание, розыск!» проявляют сотрудники правоохранительных органов и в неменьшей степени – представители криминального мира, специализирующиеся на произведениях искусства.
Законопослушный гражданин, выяснив, что предметы, которые попали в его поле зрения, похищены и находятся в розыске, может позвонить по телефонам, указанным в публикациях, и в той или иной форме решить вопрос о возвращении предметов, незаконно попавших на рынок искусства.

Управление по сохранению культурных ценностей Роcохранкультуры вновь обращается к арт-дилерам, коллекционерам, священнослужителям с просьбой сделать всё возможное для защиты имеющихся у них культурных ценностей от преступных посягательств, безотлагательно организуя их фотофиксацию. Также необходимо немедленно обращаться в правоох- ранительные органы и в Управление по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры или в её территориальные управления с заявлением о краже предметов искусства и старины, независимо от того, являются они государственной, частной или общественной собственностью.

Выпуском очередного тома мы стремились обострить вопрос поиска предметов искусства, похищенных в 2006 году из Государственного Эрмитажа и Российского Государственного архива литературы и искусства (графика Якова Чернихова).
На контроле у Службы и правоохранительных органов по-прежнему находятся разыскиваемые ценности из разрушенных и разграбленных музеев г. Грозного. До сих пор не обнаружены исчезнувшие картины из коллекции друга России, известного профессора-слависта из Франции Рене Герра. Напомню, что в розыске находится каждая десятая из 210 картин русских художников, привезённых им на выставку «Они унесли с собой Россию».
В 2010 году завершается комплексная проверка сохранности всех культурных ценностей, находящихся на хранении в музейных учреждениях нашего государства, проводимая по поручению президента Российской Федерации.
В результате наведения порядка в учёте и хранении выявлены предметы, которые в силу различных обстоятельств утрачены музеями, списаны ненадлежащим образом, а также похищены.
Внимание к сохранности музейных предметов позволило за последние годы начать работу по со- зданию современных фондохранилищ, внедрению новых охранных и противопожарных систем.
Выявлены кражи прошлых десятилетий, по части из них возбуждены уголовные дела, утраченное объявлено в розыск.
Вместе с тем, с отменой лицензирования антикварной торговли исчезла возможность контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации за профессиональной подготовкой сотрудников организаций, занимающихся реализацией предметов старины и искусства.

Увеличилось число незаконных передач прав собственности на культурные ценности. Также значительно возросло количество продаваемых поддельных произведений искусства. Участились случаи непрофессиональной реставрации предметов, что может приводить к их порче, а то и к их физической утрате. Особую тревогу вызывает активизация «чёрных» археологов и сбыт предметов из незаконных археологических раскопок.
Увеличение числа самопроизвольно возникающих предприятий, реализующих предметы антиквариата, привело к прекращению распространения специальных информационных писем «Внимание, розыск!», адресно рассылавшихся Росохранкультурой.
Возрастание криминальной составляющей антикварного рынка, конечно же, связано с наличием повышенного спроса на антиквариат. При незначительном росте общего количества преступлений в рассматриваемой сфере отмечается повышение уровня их квалификации, тенденция к увеличению числа преступных посягательств на культурные ценности, совершённых группами лиц по предварительному умыслу, либо имеющих рецидивные признаки.

Тревожит то, что некоторые антиквары перестали информировать покупателей о правилах вывоза культурных ценностей за рубеж. С другой стороны, ряд преступлений, связанных с вывозом и ввозом культурных ценностей, носит умышленный характер.
Из-за отсутствия регулирования торговли на рынке предметов старины и искусства практически оказались нарушенными международные обязательства России по Конвенции ЮНЕСКО 1970 года, предусматривающей, что государства-участники должны установить для заинтересованных лиц (антикваров, коллекционеров и т.д.) правила, отвечающие этическим принципам, сформированным в данной Конвенции, и осуществлять контроль за соблюдением этих правил.
В этой связи с особой остротой прозвучал призыв Межправительственного рабочего совещания в Вене, проходившего в ноябре 2009 года под эгидой Управления ООН по борьбе с наркотиками и транснациональной преступностью (UNODC), об усилении внимания к предотвращению незаконного оборота культурных ценностей, укреплении существующих служб и ве- домств, работающих в этой сфере, и подкреплении их межведомственного взаимодействия и международной деятельности дополнительными материальными ресурсами.

В последнее время тема бытования на антикварном рынке культурных ценностей, находящихся в розыске, стала особенно актуальной. В ряде случаев ни продавец, ни покупатель не проявляют глубокого интереса к происхождению того или иного предмета, что зачастую приводит к довольно плачевным результатам для обеих сторон. Чтобы своевременно пред- отвратить нежелательные сделки, Росохранкультурой была создана и работает специальная поисковая электронная система. Достаточно всего лишь письменно обратиться в Управление по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры с заявлением, чтобы получить официальное письмо, где будет указано: числится или нет данный предмет в розыске. В любом случае, наличие такого официального письма защищает и продавца, и покупателя от возможных претензий, в том числе и со стороны правоохранительных органов.
Ещё раз обращаемся к теме фотофиксации и описания коллекций, как музейных, так и частных. Отсутствие таковых явилось, кстати, одной из причин, по которой многие культурные ценности, находящиеся в розыске, не попадают в каталоги. И если в государственных хранилищах, хотя и медленно, данная проблема решается формированием и ведением Го- сударственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, то сами антиквары и коллекционеры этому вопросу подчас не придают особого значения. Такая неосмотрительность может дорого обойтись. При хищении найти украденные культурные ценности без идентифицирующих документов практически невозможно, особенно если нет изображений. И даже в случае, когда вещь найдена, не всегда удаётся вернуть её законному владельцу именно из-за отсутствия доказательной базы, затрудняющей опознание предмета, особенно если он тиражный.
Не менее остро проблема документирования и фотофиксации стоит перед Русской православной церковью, а также перед теми коллекционерами, которые увлекаются собиранием произведений русской иконописи.
Это относится в равной мере к культовым и культурным ценностям, находящимся в собственности и других конфессий. Они также должны быть защищены не только охранной сигнализацией, но и фотофиксацией с максимально полным описанием предметов, имеющих ценность.
Всем хранителям культурных ценностей и участникам антикварного рынка хотелось бы напомнить: если к вам попадает предмет, источник происхождения или предоставленная информация о происхождении которого вызывает сомнения, а также имеющий инвентарные номера, штампы, печати и другие идентификационные признаки, письменно обратитесь в Росохранкультуру для проведения проверки по электронной базе культурных ценностей, находящихся в розыске.
Конечно, Министерство культуры Российской Федерации и Росохранкультура должны делать больше для создания благоприятных нормативно-правовых условий архивам и библиотекам, помогать музейным учреждениям, участникам антикварного рынка, собирателям и коллекционерам. Но даже то, что уже сделано, не может не впечатлять. Статья 282 (п.5) Таможенного кодекса РФ позволяет физическим лицам без пошлины и налогов ввозить на территорию России любые культурные ценности для личного пользования при условии их декларирования и специальной регистрации.

Дополнения к Налоговому кодексу РФ (ст. 150) обеспечивает государственным музеям и учреждениям культуры всех уровней ввоз культурных ценностей, приобретённых на бюджетные средства, без уплаты НДС (Федеральный закон от 25.11.2009 № 281 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законода- тельные акты Российской Федерации»).
Поправка к Закону «О вывозе и ввозе культурных ценностей» дает реальную возможность владельцам предметов искусства распоряжаться ввозимыми культурными ценностями вплоть до их обратного вывоза.
Работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовых актов продолжается. Её направленность – постепенное сближение с нормами международного права.

Поскольку это уже пятый выпуск каталогов розыска, уместно несколько слов сказать об их эффективности.
Всего благодаря изданию «чёрных каталогов» возвращено законным собственникам произведений живописи, графики и икон на сумму, превышающую 180 млн рублей.
Часть возвращённых предметов искусства представлена на иллюстрациях. Каталоги уже подтвердили свою несомненную пользу для реальных возвратов, но ещё более велика их роль в профилактике краж, особенно из музейных учреждений, библиотек и архивов. Поэтому, как и определил в своё время нынешний президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, выпуски каталогов должны продолжаться.
Они призваны не только напоминать об этой болезненной теме, но и помогать ориентироваться в антикварном море покупателям и продавцам, выполнять роль предупредительного сигнала всем, кто вознамерится совершить посягательство на культурные ценности.
Для нас же, стоящих на страже культурного наследия, остаётся неизменной истина: у преступлений в отношении искусства не может быть срока давности.

Заместитель руководителя Росохранкультуры–
начальник Управления по сохранению культурных ценностей   
                В. В. Петраков       


 Выдержка из книги: Каталог предметов искусства, антиквариата и редких книг, находящихся в розыске. Внимание, розыск! Часть 5.                                                       

0 комментариев
Написать комментарий