16 мая 202113:23

Фрагмент из книги С. П. Калиничева "Самоварное дело в России" .   Хобби Пресс 2015г.

   «Самовар составляет средоточие и силу всей внутренней жизни России; он двигатель ее торговли, промышленности, просвещения, мысли, цемент ее общества. Ни одна сделка в торговом и промышленном мире, от самых ничтожных до самых громадных, обнимающих собою миллионы, не совершается без посредства самовара; ни один лист печатной бумаги не исписывается без его помощи; нигде не ведут беседу умнее и приятнее как около кипящего самовара; нигде так скоро не завязывается знакомство, дружба, любовь… Неизменно медный, ибо серебряные самовары были только ничтожным исключением, он принят и в чертогах богача, и в хижине бедняка, и явился в одной и той же неизменной форме, служа для одной великой цели: для приготовления того нервовозбудительного напитка, которым поддерживается и держится умственная деятельность целой России», – писал журнал Современник в 1864 г.

«Из москвичей редко найдете бедняка, у которого не было бы самовара. Иной бьется как рыба об лед, в тесной каморке его нет ни одного неизломанного стула (хотя их всех-то пара): а ярко вычищенный самовар красуется на самом видном месте, составляя, может быть, единственную ценную вещь, какою владеет хозяин. Москвич скорее согласится отказать себе в другом каком удобстве жизни, даже не испечь пирогов в праздник, чем не напиться чаю хоть раз в день», – утверждал И.Т. Кокорев в книге «Москва сороковых годов», изданной в 1847 г.

Мы могли бы привести ещё множество добрых слов о нашем добром друге, русском самоваре, недаром мы издаем уже вторую посвященную ему книгу. О чем она и чем отличается от выдержавшей уже несколько изданий популярной энциклопедии «Самовары России»?

 Обратимся к истории. Давно известно, что появление русского самовара неразрывно связано с распространением в Московском государстве чая,       который начал поставляться из Китая в конце XVII в. История же самовара начинается несколько позднее – с первой трети XVIII века и неразрывно   связана с теми переменами, которые произошли в жизни страны в эпоху Петра I.  До этого времени добыча и выработка меди в России была развита   слабо, приходилось закупать в других странах, в основном в Швеции.    Отечественные изыскания рудных месторождений и активное строительство   заводов по переработке руды начинается в 1720-х гг. Именно тогда    построены Суксунский, Нижне-Тагильский, Иргинский, Юговский, Сысертский и другие заводы. С этого времени начинается также массовое    производство медной посуды, и неотъемлемой частью производства становится самовар. Первое упоминание о его изготовлении на заводе близ села    Нижняя Ирга под Красноуфимском отмечено в 1740 г. В этом же году появляется и название этой «чайной машины» – так немцы называли самовар.    Вот как описан он в одном из словарей того времени: «Самовар – это металлический круглой или четвероугольной формы сосуд на ножках и с    рукоятками, у коего в средине труба с решёткой внизу, под которой находится пустота, имеющая по сторонам скважины; в трубу кладут горящие    угли,  раздуваемые проходным снизу воздухом, а в остальное между боками и трубой пространство наливают воду для согретия.» Сосуды для    нагревания воды с трубой-топкой в центральной части известны в разных странах, самым древним их представителям не менее 3700 лет. Аналоги    самовара имелись и в Азербайджане, и в Иране, и в Египте, и в Италии, и в Китае. Но собственно самовар, как уникальный водогрейный агрегат с    присущими только ему конструктивными особенностями и компоновкой, создавался, разрабатывался и совершенствовался именно в России. Только в    России он оказался неразрывно связан с чаепитием, что превратило его из прикладного устройства для кипячения воды в предмет декоративно-прикладного искусства.  

Как мы уже упоминали, первые самовары делали на Урале. Упоминаний об их производстве во второй половине XVIII – первой половине XIX в. не отмечено, рост самоварного производства на Урале начался в последней трети XIX в. в поселке Суксун Красноуфимского уезда Пермской губернии и продолжался вплоть до революции 1917 г.

В группу заводов, кроме Суксуна, входили Молебский, Тисовский, Ашапский, Уткинский (Староуткинский), Шаквинский заводы, там тоже делали самовары, правда, не в таком количестве, как в Суксуне.
Вторым местом, где начали делать самовары, стал город Москва. Купец Александр Шмаков в 1766 г. открыл самоварную мастерскую, в 1788 г. открылось заведение другого московского купца, Прокопия Суровцова, поставлявшего свою продукцию в страны Азии и Ближнего Востока. В 1830-е годы в Москве открываются заведения накладного серебра Ф. И. Эмме, В. Розенштрауха и, конечно, К. Я. Пеца, фабрика которого считалась одной из лучших в России. С 1766 по 1919 г. в Москве насчитывалось более 100 производителей самоваров.
И только потом начинается производство самоваров в Туле, будущей «самоварной столице» всей Российской империи. В 1778 г. Назар Фёдорович Лисицын открыл свою мастерскую, где изготавливались, среди прочего, и самовары. С каждым годом число самоварных заведений в Туле быстро росло, многие из них превратились в крупные фабрики. К Первой мировой войне в Туле имелось более пятидесяти самоварных фабрик. В производстве самоваров были заняты тысячи кустарей Тульской губернии, проживавшие на расстоянии до 40 верст от Тулы, которые делали различные самоварные части. Таким образом они имели дополнительный заработок, а фабрики Тулы являлись в основном местом сборки. После революции фабрики были национализированы и объединены, и в настоящее время работает только одна, выпускающая в основном электрические расписные чайники в форме самовара.
В Санкт-Петербурге, столице Российской империи, делали в подавляющем большинстве медные самовары, покрытые серебром, для богатой интеллигенции и знати. Как правило, эти самовары украшали богатым орнаментом в духе рококо – накладными бордюрами из рельефных цветов, листьев и раковин. Стоили такие изделия дорого, от 25 до 100 рублей за штуку в зависимости от сложности и качества отделки. Среди самых известных петербургских фабрик – фабрики Е. Н. Кондратьева и В. М. Дубинина.

Особого упоминания заслуживает фабрика мельхиоровых изделий прусского подданного Александра Кача, работавшая с 1840 по 1914 г. В обеих столицах делали самовары из серебра, современные цены на них начинаются от 30 тыс. долларов и доходят до полумиллиона долларов (например, у самовара «Леший» фабрики Фаберже).
В то время Царство Польское со столицей в Варшаве входило в состав Российской империи. Близость европейских стран с развитой металлургической промышленностью, долговременные связи с немецким и французским капиталом дали варшавским фабрикантам новейшие технологии и современное оборудование. Ставшие всемирно известными фабрики Фраже, Бух, Норблин производили замечательные самовары и предметы быта вплоть до 1920–1930-х гг.
Со второй половины XIX в., вместе с ростом популярности чая, начал быстро и неуклонно расти и спрос на самовары. Без них уже не могли обойтись ни интеллигенция, ни купцы, ни зажиточные крестьяне, ни рабочие. Появляются чайные, где употребление спиртных напитков запрещено, чай пьют в трактирах, на постоялых дворах, в салонах, и пьют его с утра и до вечера в больших количествах. Отвечая растущим потребностям рынка, самоварное производство постепенно охватило практически все крупные города Российской империи. Кроме традиционных центров – Урала, Тулы, Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, – самоварные заведения и фабрики открывались в Костроме, Данилове, Вятке и многих других городах.
Каждое самоварное заведение имело только ему присущее клеймо. Постановка клейм регламентировалась на законодательном уровне, его нарушение наказывалось весьма сурово, вплоть до закрытия производства. Несмотря на это, иные хозяева заведений продолжали ставить поддельные клейма и использовать популярные фамилии в названиях известных фабрик, чем вызывали справедливый гнев честных производителей качественной продукции.
Один из таких моментов, связанный с подделкой клейм известнейших фабрикантов Баташевых, хорошо известен. «Вотъ примеръ возбуждённаго нами предъ Его Высоко- превосходительствомъ Господиномъ Министромъ Торговли и Промышленности ходатайства о принятии меръ къ прекращению широкой эксплоатации имени «Баташевъ» среди Тульскихъ производителей самоваровъ…». В клейме указывалась фамилия фабриканта, место расположения заведения, а иногда и время основания. Встречаются на самоваре и клейма с разными фамилиями – на крышке или на корпусе одна, а на сливе крана – другая. Это свидетельство того, что кран покупался у другого кустаря, делавшего только краны с вертками. На никелированных самоварах иногда ставили клеймо никелировочного заведения.
Для популяризации изделий промышленности в Российской империи проходили выставки. Выставки были всемирные, всероссийские, губернские, городские, кустарные, сельскохозяйственные, промышленные. В зависимости от качества и популярности продукции и материальной возможности участвовать в выставочной деятельности, хозяева выставляли свои экспонаты на суд зрителей. Практически на любой выставке после её окончания экспонат можно было приобрести. По окончании выставки лучшие из представленных самоваров получали медали или отличительные знаки, которые затем имели право ставить на самовар и наследники на протяжении всего времени работы заведения.

В отличие от «Самоваров России», эта книга рассказывает не о «самоварах вообще», а конкретно о самоварном производстве и построена исключительно на исторических документах, архивных материалах и многолетних собственных исследованиях автора. Главная идея книги состояла в том, чтобы дать вдумчивому читателю весь необходимый документальный исторический материал и предоставить ему возможность самому сопоставлять факты, сравнивать, делать выводы. В начале мы даем сведения о краткой истории фабричного дела и особенностях кустарной промышленности в России, поскольку именно в этих условиях велось производство самоваров. Далее мы приводим законодательные акты и документы, регулирующие клеймение изделий, регистрацию торговых марок, охрану промышленной собственности и торговых прав и т.д.
Затем мы переходим к описанию самоварного производства в основных городах и губерниях, производящих самовары: Пермской, Московской, Тульской, Ярославской, Владимирской, Варшавской и др., Москве и Санкт-Петербурге по документам и исследованиям XIX в. В этот же раздел включены и каталоги самоварных фабрик.
По архивным документам, полный список которых приводится в конце книги, и анализу клейм мы составили подробный список названий заведений, фабрик и фамилий их хозяев по губерниям. В нем почти тысяча производителей самоваров, для многих указаны конкретные торговые клейма, периоды производства, родственники и наследники, адреса фабрик, объемы производства, число рабочих.
Важнейшая часть книги – каталог самоваров, включающий около 600 аутентичных, оригинальных самоваров с подробным описанием, сгруппированных по основным формам, что дает возможность не только быстро найти нужный самовар, но и сравнить его с аналогичными.
На основе такого сравнения исследователь может делать предположения той или иной степени достоверности о времени производства самовара и его возможных производителях. Еще раз напомним, что свою задачу мы видели в том, чтобы предоставить весь массив накопленного материала «как есть», а делать выводы мы предоставляем читателю. Помочь в этой задаче должен богатый справочный материал. Приводятся фотографии более 1500 клейм, ссылки на клейма даются в списках производителей по губерниям. Также представлены фотографии оригинальных выставочных медалей и список сокращений, встречающихся в клеймах и медалях на самоварах. Все это облегчает идентификацию медалей на корпусах самоваров.
Автор искренне надеется, что его скромный труд будет полезен и поддержан коллекционерами, исследователями, всеми любителями русской старины и отечественной истории.


0 комментариев
Написать комментарий