16 мая 202120:20

Ровно 190 лет тому назад два французских ювелира братья Альфонс и Иосиф (Alphonse et Joseph) Фраже (Fraget) прибыли в Варшаву, чтобы организовать предприятие по выпуску недорогих посеребренных изделий (посуда, домашняя утварь, подсвечники и кадила, а также столовые приборы). В то время Варшава являлась столицей недавно организованного Царства Польского, провозглашенного на Венском конгрессе 1815 г., посвященном переделу Европы после наполеоновских войн.

   Это новое, как бы независимое, государство входило в состав Российской империи и управлялось непосредственно русским царем Александром I. Варшавские власти, стремясь оживить местную экономику, были очень заинтересованы в иностранных инвестициях, особенно касающихся новейших технологий. В самом деле, изделия, производимые братьями Фраже (Fraget), выглядели как настоящее серебро, хотя в действительности это были медные изделия, покрытые тонким слоем (примерно 20 мкм) благородного металла. Зато эти «подделки» были существенно дешевле, и, значит, доступны большему числу покупателей. Следует отметить, что хотя эта передовая технология серебрения появилась во Франции в конце XVIII столетия, она была еще совершенно неизвестна в этой части Европы в начале XIX века. Вкратце этот метод посеребрения заключается в следующем: тонкий лист серебряной фольги накладывается на раскаленную докрасна пластину красной меди с последующей вальцовкой. Изделие, использующее такую медную пластину (пластины) с припаянным поверхностным слоем (слоями) серебра называется плакированным изделием (от французского слова plaqué) или платером (от польского plater). Впрочем, позже в России появился и свой собственный термин для обозначения такого рода изделий — накладное серебро.

Согласно указу, подписанному русским царем, каждая вновь организованная фабрика в Царстве Польском получала значительные государственные субсидии вместе с рядом других привилегий, включающих право беспошлинной торговли на всей территории Российской империи. Первые здания фабрики братьев Фраже располагались на Светлой улице (ul. Jasna) No. 1365, что находится в самом центре современной Варшавы.

Позже, к 1828 г., фабрика переезжает в новые помещения на Королевской улице (ul. Królewska) No. 1066. Уже в 1830 г. за высокое качество и артистический дизайн своих изделий фабрика братьев Фраже получила свою первую международную награду — серебряную медаль на выставке в Париже. Впоследствии на протяжении многих лет фирма Фраже будет поддерживать свою безупречную репутацию.
В начале сороковых годов XIX столетия фирма братьев Фраже превращается в предприятие IОСИФЪ ФРАЖЕ (по-польски JÓZEF FRAGET). Старший брат Альфонс вернулся во Францию и заинтересовался современной фотографией, в том числе дагеротипией. Интересно, что в этом процессе в качестве фоточувствительного элемента также используется посеребренная медная пластина. Между тем Иосиф решил расширить свой бизнес и в 1844 г. приобрел большой участок земли на Электоральной улице (ul. Elektoralna) No. 753. Это было стратегически очень мудрым решением. Вскоре его фирма превращается в одно из наиболее современных и прекрасно оборудованных предприятий по выпуску посеребренных изделий в Восточной Ев- ропе.
В 1847 г. Иосиф Фраже посещает европейские центры по изготовлению серебряных и посеребренных изделий в Пруссии, Австро-Венгрии и Франции, где знакомится с новейшей техно - логией гальванического нанесения серебра на подложку, используемой компанией ШАРЛЬ КРИСТОФЛЬ (СHARLES CHRISTOFLE) в Париже  и с производством сереброподобных сплавов. Следует отметить, что при гальваническом нанесении серебра (электролиз под высоким напряжением) можно в качестве подложки (основы) применять не только медь, но и латунь, и вышеупомянутые сереброподобные сплавы. Последние обладают замечательным свойством: они улучшают вид изделия при стирании части серебра, так как оно малозаметно в случае применения таких сплавов. По химическому составу все используемые подложки для серебрения — это сплавы меди, цинка и никеля. Все они были предложены в начале XIX века разными исследователями и известны под различными названиями: Argentan и Neusilber (в переводе «новое серебро») в Пруссии, Alpacca в Австро-Венгрии, Мaillechort (в искаженном переводе мельхиор), Alfenide и Metal Blanc (в переводе «белый металл») во Франции. Концентрация ингредиентов слегка варьирует у разных исследователей.

Сплав с концентрацией 60% меди, 28% цинка и 12% никеля наиболее приближен по внешнему виду к серебру.
После возвращения в Варшаву в 1849 г. Иосиф Фраже капитально перестраивает свою фабрику, добавляет плавильный цех для собственного производства сереброподобных сплавов и лабораторию для опытов по гальваническому нанесению серебра. Иосифу Фраже даже удается переманить в Варшаву одного из лучших химиков, работающего на фирме КРИСТОФЛЬ. 

В 1851 г. Фраже внедряет в производство революционный метод гальванического нанесения серебра. Гигантским преимуществом этого метода является возможность нанесения очень тонких микронных слоев серебра, что ведет к экономному расходованию благородного металла и к значительному уменьшению конечной стоимости продукта.
Забегая вперед, отметим, что к концу XIX века гальванический метод нанесения серебра практически полностью вытесняет старый метод припаивания серебра на подложку с последующим вальцеванием. Тем не менее и русский термин «накладное серебро», и польский термин «платер» существуют до сих пор, однако в современной научной литературе они обозначают нанесение серебра на поверхность подложки любым из двух вышеупомянутых методов.

В 1857 г. Иосиф Фраже покупает в Австро-Венгрии уникальную машину для массового производства столовых приборов из посеребренного сплава «новое серебро» (Neusilber). Производительность этой машины составляет 150 дюжин столовых приборов в сутки, что было рекордным по тем временам. Число рабочих, занятых на фабрике IОСИФЪ ФРАЖЕ, неуклонно растет: 17 человек в 1839 г., 45 — в 1845 г., 150 — в 1847 г., 239 — в 1859 г. Ее недорогая посеребренная продукция становится настолько популярной в Российской империи, что само слово «фраже» становится синонимом любого посеребренного изделия, даже выпущенного другими фабриками. Отметим, что слово «фраже» существует и поныне.
В 1867 г. Иосиф Фраже умер, и его сын Юлиан Фраже (Julian Fraget) становится управляющим фирмы. Он продолжает наращивать выпуск посеребренной продукции, однако главный акцент теперь делается на маркетинг и на увеличение числа магазинов и складов в России и за границей. Налаживаются связи с рядом зарубежных предприятий, в том числе с французской фирмой КРИСТОФЛЬ, которая в 80-х гг. XIX столетия передает компании ФРАЖЕ ряд моделей своей продукции, в том числе предметы так называемого бамбукового стиля. В 1897 г. частная фирма IОСИФЪ ФРАЖЕ преобразуется в акционерное общество. Годом ранее фирма участвует во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, получает золотую медаль и право на использование изображения Российского государственного герба (двуглавый орел) на своих изделиях — своего рода знак качества. Больших успехов фирма добивается также и за границей. Она была награждена золотыми медалями на Международной выставке в Брюсселе (1888) и на Всемирной выставке в Париже, устроенной в честь 100-летней годовщины Французской революции (1889). Наконец, на Всемирной Парижской выставке в 1900 г. фирма IОСИФЪ ФРАЖЕ удостаивается первого приза (Grand-Prix). Следует отметить, что эта фирма являлась официальным поставщиком двора персидского шаха, а также королевских дворов Сербии и Румынии.

После трагической смерти Юлиана Фраже в 1906 г. компанию возглавляет его дочь, княгиня Мария Святополк-Мирская (Światopełk-Mirska) (1869–1938), и зять, князь Чеслав Святополк- Мирский. В начале XX века фирма продолжает процветать. В 1905 г. число рабочих на фабрике достигает 481, а непосредственно перед Первой мировой войной в 1913 г. — 800. Однако после начала войны и последующего провозглашения независимости Польши от России (1918) экономическая ситуация для фирмы Фраже резко ухудшается в связи с исчезновением российского рынка сбыта. В результате число рабочих на фабрике Фраже в 1922 г. падает до 137.

Тем не менее изделия фирмы ИОСИФЪ ФРАЖЕ продолжают успешно продаваться во многих магазинах в Польше и за рубежом, в том числе в Александрии, Афинах, Белграде, Будапеште, Бухаресте, Иерусалиме, Каире, Лиме, Мешхеде, Рио-де-Жанейро, Риге, Стамбуле, Таллине, Те- геране, Харбине и Шанхае.
После смерти Марии ее сын Иосиф Святополк-Мирский (Józef Światopełk-Mirski) становится во главе фирмы. В 1939 г. после оккупации Польши войсками фашистской Германии фирма JÓZEF FRAGET приостанавливает свою деятельность. После окончания Второй мировой войны в 1945 г. фабрика открывается вновь, но вскоре становится государственным предприятием. Наконец, в 1965 г. фирма JÓZEF FRAGET была соединена с другой известной варшавской платерной компанией BRACIA HENNEBERG (БРАТЬЯ ГЕННЕБЕРГ), получив при этом слиянии новое имя HEFRA.
Интересно проследить за эволюцией полного названия фирмы ИОСИФЪ ФРАЖЕ. Около 1860 г. название фирмы является наиболее полным и правильным, но довольно громоздким: «Фабрика плакированных и серебряных изделий, столовых приборов, выделанных на патентной машине, а также завод гальванических предметов в Варшаве». Здесь отдельно упомянуты два типа изделий с различным способом нанесения серебра: из накладного серебра и из серебра, нанесенного гальваническим способом.

Около 1890 г. полное название фирмы сокращается и звучит следующим образом: «Фабрика изделий из накладного серебра на меди и на новом серебре, изготовленных гальваническим методом, а также серебряных изделий 84-й пробы».
Здесь тоже все правильно, но звучит довольно неуклюже.
В каталогах фирмы IОСИФЪ ФРАЖЕ 1907– 1912 гг. написано: «Фабрика изделий из накладного серебра на меди и новом серебре и серебряных изделий 84 пробы».  Здесь уже налицо перенос названия «накладное серебро» на изделия из нового серебра, посеребренного гальваническим методом.
В каталогах фирмы JÓZEF FRAGET, относящихся к независимой Польше (20-е — 30-е гг. XX века), название фабрики звучит следующим образом: «Fabryka wyrobów platerowanych i srebrnych 84 proby», что в переводе означает: «Фабрика изделий из накладного серебра и изделий из серебра 84 пробы».
Как мы видим, с годами постепенно происходит подмена термина «гальваническое напыление серебра» термином «накладное серебрение», и поэтому в современной русской научной литературе термин «накладное серебро» относится к обоим методам нанесения серебра.

Иоанна Папроцка-Гаек, Давид Никогосян

62 | русский ювелир | № 1 | 2015

0 комментариев
Написать комментарий